Минфин упраздняет ОСАГО

Москва, 17.07.2013
В Министерстве финансов предложили заменить обязательное страхование автогражданской ответственности на вмененное. Оно позволит перейти к более эффективному ценообразованию на страховые продукты.

Фото: ИТАР - ТАСС

Министерство финансов опубликовало Государственную программу Российской Федерации «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра». В документе, в частности, описаны перспективы рынка страхования и ряд мер, которые должны повысить качество предоставляемых страховых услуг в стране. Одним из приоритетов в министерстве называют переход к использованию страхования как к дополнительному элементу к иным методам и формам обеспечения гражданской ответственности.
 
Приоритет, по мнению чиновников, должен отдаваться добровольной форме страхования, а долю обязательных видов страхования следует ограничить. Таким образом, в дальнейшем введение новых видов страхования в обязательной форме будет возможно «только при наличии высокого уровня рисков, представляющих угрозы для большого числа объектов в размере, заведомо превышающем возможность его компенсации причинителем вреда, эффективности и выгодности страхования по сравнению с другими инструментами управления рисками и с соблюдением иных принципов обязательного страхования».
 
Более того: министерство, судя по всему, считает необходимым сократить количество обязательных видов страхования уже в обозримом будущем и даже знает, с чего начать. Так, Минфин внес в правительство предложение о поэтапном отказе от всех видов обязательного страхования в перспективе до 2020 года. Об этом сообщил в интервью агентству «Прайм» замминистра финансов РФ Алексей Моисеев. «Мы внесли в правительство концепцию развития страховой отрасли – она сейчас проходит согласование и, насколько я понимаю, скорее, будет поддержана, – где мы предлагаем поэтапный отказ от обязательных видов (страхования)», – сказал он. «В концепции (внесенной в правительство. – "Эксперт Online") проводится анализ страхового рынка и делается вывод о том, что есть экстенсивный путь развития, а есть интенсивный. Экстенсивный путь – это когда мы выделяем все больше и больше обязательных видов, фиксируем по ним тариф <…> этот путь, как показал рынок ОСАГО, тупиковый, – сказал Моисеев. – Мы хотим от этого отойти и прийти к полному отказу от обязательного страхования».
 
Первым шагом в отказе от обязательного страхования станет либерализация тарифов по ОСАГО. «Осенью нас ждет большая работа с Госдумой и общественностью: мы вводим тарифный коридор, чтобы на первом этапе ограничить движение цены на ОСАГО и вверх, и вниз», – сообщил Алексей Моисеев. Поправки, дающие страховщикам право менять тарифы ОСАГО в установленном правительством коридоре, уже прошли первое чтение; второе, вероятно, состоится осенью. Вместо обязательного страхования с единым тарифом будет закон, который установит, что такой-то риск должен быть застрахован. «А как вы это застраховали, где, какой у вас полис – только против этого риска или комбинированный, – уже ваше личное дело», – указывает замглавы Минфина.

Предложение Минфина способствует росту и развитию рынка страхования в России, соглашается управляющий активами TNO Capital Александра Лозовая. Ведомство планирует поэтапную трансформацию обязательного страхования во вмененное, которое растянуто до 2020 года. Такой подход и достаточно длительный срок позволят сгладить резкое влияние на рынок. Вмененное страхование позволит перейти к более эффективному ценообразованию на страховые продукты. К примеру, сейчас тариф по ОСАГО фиксируется государством. В случае со вмененным страхованием страховщики смогут самостоятельно формировать тариф, исходя из потребностей клиента. К примеру, компания-автоперевозчик покупает пакет добровольных страховок (на транспорт, на грузы, медстраховки на водителей и т.п.). Сейчас она обязана оплатить ОСАГО по гостарифу, а при вмененном страховании страховщик может существенно снизить стоимость ОСАГО для такого клиента в рамках приобретаемого им «широкого» страхового продукта.
 
За 11 лет мы все привыкли к тому, что страховка ОСАГО за рулем необходима, по крайней мере в силу закона, отмечает советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Денис Рассомахин. Но будут ли граждане покупать такие же страховки добровольно? Практика показывает, что страхование имущества автовладельцами (КАСКО) оказывается более эффективным средством для пострадавших – выплаты не задерживаются, автомобиль достаточно быстро ремонтируется. А чтобы взыскать ущерб с виновника или с его страховой компании, часто приходится судиться и ждать, порой и год, и даже дольше.
 
На момент введения закона об обязательном страховании проблема возмещения причиненного ущерба по ДТП была достаточно острой, указывает партнер компании «Налоговик» Сергей Варламов. Введение ОСАГО позволило гарантировать такое возмещение за счет всеобщего страхования риска владельцами транспортных средств. Однако на практике добиться выплат удается лишь после долгих разбирательств, страховые компании выискивают «зацепки», чтобы не платить, а юридическая помощь и судебные издержки постоянно увеличивают стоимость страховых полисов.
 
Свобода выбора всегда лучше обязанности, полагает эксперт, в этом нельзя не согласиться с Минфином.  Однако в некоторых случаях вероятны отказы автовладельцев от этого вида страхования вообще – по данным прошлого года страховщики продали полисов более чем на 120 млрд рублей, а выплатили лишь половину этих денег – 62 млрд рублей. И возможно, что достаточно состоятельные и аккуратные владельцы авто предпочтут сами отвечать своим имуществом за причиненный ими ущерб, чем ежегодно покупать полис. Проект же Минфина, добавляет Денис Рассомахин, весьма позитивен для страхового рынка в целом. Таким образом повышается свободная конкуренция между страховыми компаниями, а вместо ежегодного роста тарифов начнутся новые кампании по их снижению. Вероятно, отмена обязательности этого вида страхования позволит страховщикам сформулировать более эффективные предложения, которые найдут своего добровольного потребителя на этом рынке.
 
ОСАГО отменить действительно могут, считает аналитик «Вектор секьюритиз» Михаил Федоров. Вот только речь идет не о полной отмене страхования, а скорее о трансформации ныне существующего жестко тарифицированного ОСАГО, подконтрольного государству, ведь обязанность страховать риски, скорее всего, останется, лишь решение, как, где и сколько будет стоить, окажется заботой самих граждан.
 
Страховщики, полагает эксперт, от такой трансформации, скорее всего, не потеряют, а возможно, и приобретут, поскольку смогут запустить множество тарифов под разные виды рисков, которые будут более удобны и рациональны для них.  А водителям платить все равно придется. Выиграют ли они от этого – сказать точно нельзя, у нас в стране часто действует поговорка «хотели как лучше, получилось как всегда». Если же механизм конкуренции будет работать, то водители должны выиграть за счет рационализации тарифов и рисков, к которому должны по логике стремиться страховые компании. Однако, глядя на нынешние тарифы страховщиков по добровольным видам страхования, возникают большие сомнения в позитивном развитии событий.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Королевство тонет в дешевой нефти
    Саудовская Аравия, привыкшая жить при высоких ценах на нефть, оказалась совершенно не готова к их обвалу. Стране былого нефтяного благоденствия придется резко урезать расходы и готовиться к взрыву недовольства по этому поводу
  2. В правительстве явно обозначились две партии
    Вице-премьер Юрий Борисов заявил, что России пора перестать гордиться профицитным бюджетом и начинать увеличивать заимствования. Заимствовать обязательно надо, считают эксперты, а также и резервы расходовать, ведь за это не придётся платить никому 6.5% годовых и более. Но решится ли правительство включить денежный насос?
  3. На мировую экономику движется волна банкротств
    Мировой экономический кризис, прогнозы экспертов
Реклама