Скандал вокруг Эдварда Сноудена вновь поставил вопрос об эффективности системы федеральных подрядов национального разведывательного сообщества

Иллюстрация: Эксперт Online

Эдвард Сноуден попортил немало крови не только политическому руководству страны и главам разведывательных служб, но и частному сектору, делающему бизнес на подрядах национальной разведывательной программы.

Консалтинговая фирма, в которой он работал, Booz Allen Hamilton, выполнявшая подряд Агентства национальной безопасности, по оценкам экспертов, получает более четверти своей прибыли от контрактов с разведкой. Подряды, как водится в Вашингтоне, сложно получить без найма соответствующих лоббистских фирм. Теперь раздаются призывы внимательно изучить всю федеральную контрактную систему в сфере секретных служб.
 
С 2004 года 17 разведывательных ведомств были накрыты «шапкой» управления директора национальной разведки. Поскольку он не контролирует ассигнования на эти учреждения, то на практике и не обладает реальной властью для координации их деятельности. Вот организации-члены сообщества национальной разведки: ЦРУ, ФБР, разведывательные управления минэнерго, министерства внутренней безопасности, госдепа, минфина, ВВС, ВМФ, сухопутных войск, морской пехоты, береговой охраны, в структуре Пентагона находятся: Оборонное разведывательное управление, Национальное геокосмическое агентство, Национальное управление воздушной разведки, и наконец, не сходящее с передовиц, АНБ.

По сведениям директора национальной разведки в бюджете на следующий год на подведомственные ему службы планируется потратить 48 млрд долларов, некоторое снижение по сравнению с текущим годом (54 млрд). В целом же, ассигнования на секретные службы довольно стабильны и в последние годы составляют около 50 млрд долларов ежегодно, что предоставляет практически гарантированный кусок хлеба для некоторых федеральный подрядчиков. 

По официальным данным, в текущем финансовом году сумма контрактов национальной разведывательной программы составила 159 млн долларов. Пятерка крупнейших подрядчиков  выглядит следующим образом: L-3 Communications Holdings INC. – 37 млн долларов, Lockheed Martin Corporation -17 млн, Saic INC. – 17 млн, Miscellaneous Foreign Contractors – 16 млн, Battelle Memorial Institute Inc -10 млн долларов. Расходы же на лоббизм в сфере разведки в первом полугодии составили более 23 млн долларов, свидетельствуют подсчеты автора статьи, основанные на отчетности консультантов «по отношениям с правительством» по закону 1995 года «О раскрытии лоббистской деятельности».

Среди федеральных ведомств самые большие суммы в виде контрактов на разведку тратили: Пентагон – 105 млн долларов, министерство внутренней безопасности – 20 млн, минэнерго – 16 млн, минюст (в структуру которого входит ФБР) – 6 млн и др.

Нынешняя федеральная контрактная система в сфере разведки довольно неэффективна. Существо каждого подряда изложено в так называемом «описании работы» или техническом задании в русской терминологии.  В данном документе определены параметры работы, описание проекта, обязанности подрядчика, результаты и количественные характеристики. Как отмечает Джошуа Фоуст, научный сотрудник American Security Project, вашингтонского «мозгового центра» специализирующегося на вопросах разведки и безопасности, «все эти вещи зачастую небрежно написаны с нарочито неопределенными формулировками, чтобы не дать возможность аудиторам определить степень выполнения контракта».

Ключевым параметром оценки степени реализации подряда на практике оказывается количество нанятых людей. Чем больше сотрудников привлечено к выполнению контракта, тем лучше. Именно вследствие этой особенности человек вроде Эдварда Сноудена оказался сотрудником Booz Allen Hamilton, работавшей по контракту АНБ. В целом же, это обстоятельство приводит к двум негативным последствиям: оно размывает ценность между сотрудниками нанятыми для критически важной работы, и теми, кто задействован «для галочки», кроме того, оно неправомерно использует количество сотрудников- исполнителей по контракту с тем, насколько качественно он выполняется. 

Очевидно нелепая процедура найма исполнителей по контракту с разведывательными ведомствами является результатом нескольких независимых процессов: получение допуска к секретным материалам, собственно наём в качестве исполнителя, адаптация к непосредственной «работе на правительство». В нынешней ситуации наиболее важным фактором является наличие допуска к государственной тайне независимо от опыта работы в конкретной сфере. Иными словами, нанятым в качестве исполнителя по контракту с разведкой будет человек с соответствующим уровнем допуска, тогда как специалист, который действительно подходит для выполнения конкретных функций, но без допуска к секретным сведениям, не получит работу. Эти недостатки были публично вскрыты еще 20 сентября 2011 года на сенатских слушаниях комитета по внутренней безопасности и государственным делам, но кардинальных изменений с тех пор так и не произошло. Возможно, после истории с Эдвардом Сноуденом законодатели не ограничатся слушаниями, а предпримут реальную реформу системы федеральных подрядов национальной разведывательной программы.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Президентские выборы в США пойдут не по сценарию
    Американцы оказались в небывалой ситуации. Под вопросом не только традиционная процедура голосования, но и сами выборы
  2. Аналитики Reuters дали прогноз по курсу доллара
    Доллар теряет привлекательность, но сохраняется большая вероятность резкого повышения спроса на надежные валюты во второй половине года
  3. Ситуация в США накаляется
    Несмотря на введение комендантского часа в ряде американских городов волнения в США не стихают. Белый дом не исключает применения армии
Реклама