Авторынок уходит в минус

Екатерина Шохина
30 июля 2013, 15:09

Международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC), снизила свой прогноз по продажам легковых автомобилей в России

Иллюстрация: Эксперт Online
Авторынок за год может сократиться на 3-7%, - прогнозируют эксперты

В начале текущего года компания PricewaterhouseCoopers прогнозировала 5-процентный рост по итогам года - до 2,9 млн штук, теперь компания рассчитывает на объем продаж в районе 2,7 млн машин (1,5-3-процентное падение в сравнении с 2012 годом). Падение могло бы быть еще больше – до 6%, но смягчающий эффект окажет вновь запущенная программа льготного автокредитования, - отмечают специалисты PwC.

С середины 2012 года темпы роста продаж новых автомобилей начали замедляться, а с марта этого года показали отрицательную динамику. По результатам первого полугодия 2013 года продажи новых легковых автомобилей снизились на 6% в штучном выражении и на 4,7% — в денежном (до 32,6 млрд долларов), говорит старший менеджер практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Сергей Литвиненко. Он связывает это с постепенным «схождением на нет» эффекта отложенного спроса, который активно проявлялся в посткризисный период. Продажам также препятствовала неопределенность ситуации в экономике стран ЕС и как следствие, в России, удешевление рубля и высокие ставки по кредитам. По его мнению, сейчас рынок вышел на нормальный уровень, соответствующий спросу.

По словам Литвиненко, развитость и состояние рынка автокредитования является важнейшим фактором роста авторынка. В настоящее время российский финансовый рынок пока еще не может предложить покупателям автомобилей набор кредитных продуктов и стоимость, сопоставимую с показателями развитых стран. Он отмечает, что данная проблема является одним из сдерживающих факторов для дальнейшего роста отечественного авторынка.

По подсчетам PwC, ежемесячно уровень выдачи льготных автокредитов может составить 20 000-30 000. По мнению Литвиненко, сдерживающим фактором новой программы льготного автокредитования может стать снижение доли автомобилей стоимостью до 750 000 рублей (именно на них распространяется госпрограмма): если в 2009 году такие автомобили занимали до 75% в общем объеме продаж, то в 2013 году — 64%.

Прогнозы PricewaterhouseCoopers можноназвать весьма оптимистичным, - говорит гендиректор информационного портала "Автодилер.ру" Олег Дацкив. По его оценкам, рынок по итогам года сократиться на целых 7%.

Снижение спроса уже отразилось и на промышленном производстве. Так, например, из-за падения продаж и недостаточной загрузки производства чистый убыток «АвтоВАЗа» по РСБУ в первом полугодии вырос почти в 8 раз.

Продажи российского автогиганта за шесть месяцев снизились на 6,7% до 264 200 автомобилей. Чтобы распродать увеличившиеся складские запасы, предприятие даже приостанавливало весной производство части своих автомобилей. В итоге за шесть месяцев 2013 года производство Lada в Тольятти снизилось почти на треть до 206 058 штук.
При этом еще в начале года автоконцерн прогнозировал рост продаж на уровне 2%, рост производства на 14% и закладывал обновление модельного ряда с переходом в более дорогую ценовую категорию.