Президент рассудит

Москва, 31.07.2013
Скандалы вокруг относительно недавно созданного Госстроя участники рынка воспринимают как борьбу за финансовые потоки. Не обошлось без интриги и создание Совета при президенте по жилищной политике, в который не вошел недоброжелатель главы Госстроя – министр регионального развития.

Иллюстрация: Эксперт Online

Одного из крупнейших распорядителей бюджетных средств – Госстрой – пытается поглотить его головная структура – Министерство регионального развития РФ. Министр Игорь Слюняев публично критикует главу Госстроя и своего заместителя Владимира Токарева, что наблюдатели связывают с продолжением зачистки прежней команды. В то же время МВД подозревает в мошенничестве заместителя главы Госстроя Андрея Шишкина, ставленника Игоря Слюняева. Эксперты считают происходящее борьбой за финансовые потоки и обеспокоены возможным развалом еще не устоявшейся системы управления строительной и коммунальной отраслями. Судя по всему, первых лиц государства это тоже беспокоит: на днях при президенте РФ создан Совет по жилищной политике и повышению доступности жилья во главе с первым зампредом правительства Игорем Шуваловым. Но и здесь не обошлось без интриги: в состав совета вошел глава Госстроя, а не министр регионального развития.

«Наличие системных сбоев»

Непрекращающаяся борьба кланов за финансовые потоки – именно так восприняли участники строительного рынка информацию о том, что глава Минрегионразвития Игорь Слюняев намерен большинство функций Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) забрать под свою юрисдикцию, оставив агентству лишь вопросы планирования. Информацию о подготовке соответствующего проекта постановления правительства сотрудники министерства комментировали в СМИ.

Игорь Слюняев публично критикует Госстрой еще с декабря этого года.

«Глава Минрегиона Игорь Слюняев определил наличие системных сбоев в работе Госстроя и департамента стратегического планирования. Он отметил, что несвоевременное решение поручений правительства РФ и отсутствие публичной позиции Госстроя и Минрегиона по вышеперечисленным вопросам, в свою очередь, порождает рост количества обращений граждан», – говорится в сообщении Минрегионразвития от декабря 2013 года.

Тогда же директор департамента управления делами Минрегионразвития Ольга Колесникова заявила, что министерством не выполнены 87 поручений правительства России, при этом 83 из них не выполнены Госстроем, а остальные четыре – департаментом стратегического планирования.

Похоже, что сейчас баталии вновь обострились. На прошлой неделе РИА «Новости» со ссылкой на свои источники сообщили, что Минрегион подготовил проект постановления правительства, согласно которому у Госстроя отнимут функции по распоряжению бюджетными средствами и оставят лишь формальные функции.

«Ни на одном объекте капитальных вложений, включая комплексные объекты АТЭС, Сочи, инвестиционного фонда, не удалось обнаружить следов пребывания Госстроя. При высоком кассовом исполнении расходных полномочий физические объемы исполнения работ и освоения средств на объектах строительства остаются низкими. Это означает: деньги выделяются, ничего не строится», – говорит источник агентства.

Позиция странная и больше похожа на злую шутку, поскольку строительство объектов на Дальнем Востоке для саммита АТЭС было завершено еще до создания Госстроя, так же как и координацию строительства в Сочи Минрегионразвития не передавал в ведение новой подведомственной структуры.

«Мы наблюдаем типичную борьбу за финансовые потоки, ведь Госстрой – распорядитель практически всех государственных средств, направляемых на строительство и ЖКХ, – поделился с "Экспертом Online" Павел Кудюкин, доцент кафедры теории и практики государственного правления НИУ ВШЭ. – Не думаю, что речь идет о ликвидации Госстроя как распорядителя средств, но сама нестабильность ситуации показывает, что власть за многие годы так и не выработала стратегию управления этими сложными отраслями. В итоге мы наблюдаем системные сбои и аппаратные игры».

Кадровая лихорадка

Собственно, игры начались едва ли не с самого начала существования Госстроя. Он был создан в июне 2012 года, тогда его возглавил Владимир Коган, которого называют знакомым Владимира Путина. Коган – ставленник прежнего министра регионального развития Олега Говоруна. Когда в октябре прошлого года последний подал в отставку, Коган планировал занять министерское кресло, но в итоге, после назначения министром Игоря Слюняева и бурной критики в свой адрес, подал в отставку, вместе с ним ведомство покинули почти 30 человек. Агентство возглавил человек Когана Владимир Токарев, который работал в Минрегионе с 2008 года. Он же является заместителем министра регионального развития.

«Но Слюняев сразу поставил ему двух своих заместителей – Андрея Шишкина и Бориса Мурашова. Мы сразу поняли, что им будет трудно сработаться, – сообщил "Эксперту Online" конфиденциальный источник в Госстрое. – И вот результат – Токарева периодически не устраивает работа его замов, а на него самого сыплется критика со стороны министра. Сейчас бог знает что происходит, строители недоумевают. Они связывали с Госстроем много надежд, потому что давно говорили о необходимости создания профильного министерства. Вроде правительство пошло им навстречу, но из-за склок попытка оказалась неудачной».        

Во вторник МВД сообщило о том, что подозревает одного из заместителей руководителя Госстроя в мошенничестве в особо крупном размере. 

«В 2012 году чиновник потребовал 30 млн рублей за согласование проектной документации по увеличению площади застройки жилого комплекса микрорайона Восточный в городе Истра Московской области», – говорится в пресс-релизе. Обыски были проведены в самом Госстрое и в Фонде содействия жилищному строительству. После чего стало понятно, что речь идет, скорее всего, о ставленнике Слюняева – Андрее Шишкине, который ранее работал в этом фонде.

Связано ли уголовное дело с аппаратными играми и попытками бросить тень на Слюняева, сказать трудно. Но в тот же день, 30 июля, на сайте Минрегионразвития появилось сообщение о том, что министр объявил предупреждение заместителям руководителя Госстроя Андрею Шишкину и Борису Мурашову за «ненадлежащее выполнение своих обязанностей». А Госстрой сегодня официально заявил на своем сайте, что ведомство «окажет все необходимое содействие правоохранительным органам». 

«Обычно за все спрашивают с главы ведомства, – говорит источник в Госстрое. – Но Токарева эта участь миновала, видимо, потому, что днем ранее он был включен в состав Совета при президенте по жилищному строительству. А предупреждение Шишкину можно рассматривать как предусмотрительный шаг на случай, если МВД официально предъявит ему обвинение».

Законы меняются быстрее, чем строится дом

Между тем участники рынка обеспокоены происходящим, поскольку есть риск, что система управления отраслью окажется под угрозой. При том что она и так далека от совершенства. 

«Минрегион курирует слишком большую сферу – от благоустройства местных территорий до вопросов общественных отношений. Но и сейчас, когда Госстрой вроде выделен в отдельную структуру, мы не знаем, с кем обсуждать вопросы безопасности и качества строительства, с кем что согласовывать, поскольку функции агентства и министерства дублируются, – сообщила "Эксперту Online" Светлана Фатхутдинова, исполнительный директор НП "Союз специалистов строительства и ремонта". – Контрольные функции передали в СРО, но критерии оценки безопасности и качества никто не разработал. База СНиПов не обновляется, а нам в лучшем случае дают разъяснения – вот и все управление отраслью».

Мы опросили немало участников рынка, но большинство из них предпочитают не высказываться публично, поскольку зависимы от Госстроя и Минрегионразвития в части распределения подрядов и многочисленных согласований. В целом общее мнение таково: за время реформирования системы управления отраслью в министерстве произошло выхолащивание профессиональных кадров. Людей, способных комплексно управлять столь сложными сферами, как строительство и тем более коммунальное хозяйство, осталось крайне мало. В том числе в ходе аппаратных войн. Это при том, что сама система госуправления этими отраслями не выстроена до конца.

«Все признают, что нынешняя система управления не вполне эффективна, – сообщил "Эксперту Online"  Илья Пономарев, руководитель аппарата Национального объединения строителей, бывший заместитель руководителя Госстроя, бывший заместитель министра регионального развития (до февраля 2013 года). – Проблема отрасли в том, что государство слишком часто реформирует систему управления этими отраслями». 

С ним согласна Ирина Маликова, генеральный директор Института управления ЖКХ, генеральный директор ЗАО «АКЦ Жилкомаудит», к.э.н. Она считает, что частая ротация кадров не позволяет выстроить эффективную систему управления.

«Сейчас у Минрегиона огромный объем отношений, связанный с управлением не только подведомственными ему структурами, но и с региональным уровнем, и муниципальным. То есть объем задач огромен, но при этом часто меняется аппарат. Понятно, что новым людям необходимо время, чтобы войти в курс дела, найти варианты решений. Если раз в два года меняется и руководство, и состав – то понятно, что не они успевают вникнуть в глубокие и системные проблемы отрасли», – говорит Ирина Маликова.

Многие участники рынка ностальгируют по прежней, советской системе управления, когда все вопросы согласовывались в одном ведомстве. При этом техрегламенты в строительстве считались одними из лучших в мире. Долгострои и воровство – проблемы иного рода, они были связаны с общей разбалансировкой экономики и социальными издержками: на стройки ссылали тунеядцев и алкоголиков. И тем не менее наработанные именно в то время стандарты помогают сейчас строителям. В итоге отрасль растет по 5-6% в год. Но это скорее вопреки, чем благодаря системе управления.

«Основная системная проблема – отсутствие единого органа, который координировал бы все требования, предъявляемые к строительству, – продолжает Илья Пономарев. – Но сейчас МЧС постоянно принимает поправки в свои законы, Роспотребнадзор – в свои, Ростехнадзор тоже активно участвует в нормотворчестве. В итоге у нас законы меняются быстрее, чем строятся дома. Невозможно начать  и завершить строительство в одном правовом поле».

По мнению эксперта, новые законы начинают противоречить другу, что можно было бы исключить заранее, проходи они через единый орган согласования. Пример тому – пресловутые решетки на окнах в зданиях МВД. Согласно нормам правоохранительным они обязательны, а по пожарным – недопустимы.

«Трудности отрасли и самого министерства оттого, что очень громоздкое законодательство – как в ЖКХ, так и в строительстве, – считает Ирина Маликова. – Сферы чрезмерно зарегулированы законами, принимаются многочисленные нормативные акты, которые часто противоречат друг другу, много устаревших нормативов, с которыми непонятно что делать. Некоторые положения законов попросту не могут прочесть ни потребители коммунальных услуг, ни сами производители. Все это увеличивает административную нагрузку и на отрасль, и на само министерство. Хотя, согласно Жилищному кодексу, если какие-то сферы регулируются другими законами, то подчиняться они все же должны жилищному законодательству».

Дискредитация административной реформы

Некоторые участники рынка полагают, что нынешний конфликт Минрегионразвития с Госстроем – это не столько кадровая, сколько системная проблема. «Мина» была заложена еще в ходе административной реформы, когда министерствам оставили функции планирования, а реальное распоряжение бюджетными средствами возложили на вновь созданные агентства и подчиненные им госпредприятия.   

«Это не первый случай, когда министерство пытается вернуть себе функции агентств, выделенных в рамках административной реформы, – говорит Павел Кудюкин. – Так было и с Минобразования, и с Минсельхозом, когда они ликвидировали Федеральное агентство образования и науки и Агентство сельского хозяйства. Министерства не могут смириться с тем, что остались субъектами планирования. Хотя суть самой административной реформы заключалась именно в том, что не должен один орган ставить сам себе задачи и выполнять их».

Эксперт считает, что строительство и ЖКХ – одни из самых проблемных отраслей рынка в части коррупционных рисков. Здесь и землеотводы, и согласования с многочисленными ведомствами, взаимодействие с регионами и муниципалитетами. Поэтому надо очень внимательно подходить к распределению функций.

«Я не думаю, что сейчас надо что-то радикально реформировать, – говорит Илья Пономарев. – Просто надо разумно разделить функции Госстроя и Минрегионразвития. Объединять функции ЖКХ и строительства в одном ведомстве тоже не есть хорошо. ЖКХ слишком глобальная проблема, в отличие от стройки, она сопряжена с массой социальных функций, с правосознанием граждан. Мы вводим туда рыночные механизмы управления собственностью, но в итоге получаем бесхозяйственность и воровство. Пока трудно ожидать экономически эффективного поведения от граждан в управлении собственностью и коммунальной инфраструктурой домов. В то время как строители – это более организованное и ответственное сообщество и давно живет по законам рыночной экономики. Поэтому обременять Госстрой пусть смежной, но идеологически отличной сферой ЖКХ не совсем логично. Эта функция больше подходит Минрегиону, на котором завязаны и национальные отношения, и развитие территорий».

Илья Пономарев считает, что Минрегионразвития мог бы планировать развитие территорий с учетом социальных потребностей, а Госстрой – только выполнять уже готовые кондиционные технические задания по строительству домов, дорог, портов, мостов и т.д.

«Министерство может вести планирование исходя из реальных запросов регионов, – продолжает эксперт. – Оно должно иметь комплексное видение об инфраструктурных потребностях регионов. И на основе такого анализа уже можно ставить понятные задачи Госстрою, который может самостоятельно и профессионально просчитать все параметры строительства и реализовать его».

Создание при президенте Совета по жилищной политике и повышению доступности жилья говорит о том, что власть признала наличие системных проблем в Минрегионразвития. Кадровые склоки – лишь видимое их проявление. Не случайно возглавил совет первый вице-премьер Игорь Шувалов, под руководством которого в 2003 году проводилась перезагрузка управления строительством и ЖКХ, разрабатывались несколько десятков законов для урегулирования отраслей и писался нацпроект «Доступное жилье». Судя по тому, что в задачи совета входят практически те же задачи, что возложены на Минрегион, можно предположить, что Шувалову поручили исправить допущенные ранее ошибки и устранить вновь возникшие проблемы.

Справка:

Совет при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья создан указом президента от 29 июля 2013 года как консультативный и координационный орган, который будет собираться раз в квартал. Основными задачами совета являются:

- координация реализации государственной жилищной политики;

- рассмотрение вопросов, связанных с повышением доступности жилья для различных категорий граждан, а также оценка эффективности принимаемых в этой области мер государственного регулирования и государственной поддержки;

- подготовка предложений президенту Российской Федерации о дополнительных мерах государственного регулирования и государственной поддержки, направленных на повышение доступности жилья для различных категорий граждан;

- проведение по поручению Президента Российской Федерации экспертизы проектов федеральных законов, касающихся совершенствования государственной жилищной политики, обеспечения условий для повышения доступности жилья для различных категорий граждан и развития жилищного строительства;

- представление Президенту Российской Федерации ежегодных докладов по вопросам состояния и развития жилищной сферы, об итогах реализации государственной жилищной политики в Российской Федерации.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Минфин обрек рубль на падение
      Увеличение объема закупок валюты министерством финансов положило начало полосе ослабления рубля
    2. Новые пенсии подойдут не всем
      В ЦБ заявили, что новые пенсионные изменения, предполагающие введение гарантированного пенсионного плана, нацелены на средний класс. Впрочем, и заплатить за эти изменение предложено ему самому
    3. Второе немецкое экономическое чудо подошло к концу
      Эра быстрого развития экономики ФРГ, которую один из главных немецких экономистов – Берт Рурап назвал «вторым экономическим чудом Германии», заканчивается. Германия в ближайшие годы может стать в экономическом отношении «серой», т.е. иметь практически нулевой рост экономики
    Реклама