РАБОТОДАТЕЛИ СМОТРЯТ НА ОЦЕНКИ

9 июля 2013, 16:57
Иллюстрация: Эксперт Online
Объем и уровень теоретических знаний, полученных молодыми специалистами за студенческой скамьей, далеко не всегда соответствуют практическим требованиям работодателей

Объем и уровень теоретических знаний, полученных молодыми специалистами за студенческой скамьей, далеко не всегда соответствуют практическим требованиям работодателей. Преодолеть этот разрыв поможет система независимой профессионально-общественной аккредитации учебных заведений. 

По результатам прошлогоднего мониторинга российских вузов 30 высших учебных заведения и 262 их филиала признаны неэффективными. Одна из выявленных проблем отечественной системы образования - несоответствие стандартов обучения требованиям рынка труда. Это касается не только высшего, но и среднего профессионального образования. Не случайно в новом законе об образовании кроме государственной упомянут и другой вид аккредитации учебных заведений – профессионально-общественная, которая должна гарантировать, что учебное заведение соответствует требованиям рынка труда. В том числе, запросам конкретных работодателей и их объединений. Один нюанс: сдавать ли учебному заведению «экзамен на профпригодность» – дело сугубо добровольное.

В прошлом году независимые аккредитационные агентства (а их всего 4 на всю страну) аккредитовали 81 вуз, 338 учебных программ, в том числе 305 - по международным стандартам. 38% вузов и почти 95% программ аккредитованы Агентством по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК). Что примечательно, аккредитацию получают менее трети желающих: слишком часто эксперты выявляют существенные проблемы с качеством образования. 

Оценка качества образования – процесс некоррупционный по своей сути, ибо носит добровольный характер. Вопрос в другом. Независимая оценка качества образования – механизм, который позволяет регулировать спрос на образовательные услуги: чем качественнее образование, тем выше спрос. Она также начинает выполнять функцию саморегулирования рынка образования. Таким образом, само экспертное сообщество ставит заслон недобросовестным участникам рынка, способствует очищению от «магазинов дипломов», существование которых, естественно, много кому выгодно.

Абитуриенты, выбирая программу обучения, несомненно, в первую очередь смотрит, в каком вузе она реализуется. Таким образом, будущий студент обращает большое внимание на сформировавший имидж вуза, а не самой образовательной программ. Но ведь и в престижном вузе могут реализовываться недостаточно сильные, а порой и весьма слабые образовательные программы. Сейчас есть много дополнительных возможностей оценить не только общий рейтинг того или иного учебного заведения, но и качество конкретных программ, на которые стремится поступить абитуриент. Так набирает силу профессионально-общественная аккредитация программ. Это когда программы получили удостоверение своего качества от объединения работодателей или уполномоченных ими организаций. Кроме механизма профессионально-общественной аккредитации, на образовательном рынке существует и еще один механизм, позволяющий оценить качество образовательной программы - независимая оценка качества, которая осуществляется независимыми экспертными организациями.

Большую заинтересованность в независимой оценке проявляют работодатели, которым не  все равно, какие специалисты придут на работу после окончания обучения. Именно работодатели часто выступают заказчиком независимой оценки и разработчиками критериев этой оценки. Например, после независимой оценки АККОРК отдельные программы были аккредитованы объединениями работодателей – Аккредитационным советами Опоры России, Федерации рестораторов и отельеров. В 2012 года по результатам независимой оценки качества образования, проведенной АККОРК, получили полную аккредитацию ФРиО программы по направлению «Технология продукции и организации общественного питания» Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета. Также получила полную аккредитацию программа подготовки магистров Владимирского государственного университета им. А.Г.и Н.Г. Столетовых «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве».

В этом году АККОРК запустило множество проектов по проведению международной аккредитации. Были созданы международные экспертные команды, в  состав которых вошли эксперты из различных стран Европы – Германии, Греции, Великобритании, Испании. 

Более подробная информация – на сайте. 

НАША СПРАВКА: 

По итогам независимой оценки АККОРК удостоверение качества Аккредитационного совета Опоры России также получили: 

1. Программы по направлениям «Приборостроение», «Информатика и вычислительная техника» и программа «Безопасность технологических процессов и производств» Донского государственного технического университета;

2. Программа подготовки бакалавров по направлению Менеджмент Рязанского государственного радиотехнического университета

3. Программа «Прикладная математика и информатика» Владимирского государственного университета им. А.Г.и Н.Г. Столетовых

4. Программы «Экономика и управление на предприятии» и «Финансовый менеджмент» по направлению Менеджмент национального исследовательского технологического университета «МИСиС»

5. Программы среднего профессионального образования колледжей Москвы: «Экономика и бухгалтерский учет» (Технологический колледж) № 14, «Прикладная информатика» (Колледж индустрии, гостеприимства и менеджмента №23), «Вычислительные машины, комплексы и сети» (Политехнический колледж № 39).

Реклама