Трагедия ко Дню независимости

Геворг Мирзаян
доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ
15 августа 2013, 15:41
Иллюстрация: Эксперт Online
В Индии взорвалась только-только прошедшая модернизацию подводная лодка

В ночь со вторника на среду произошла одна из крупнейших трагедий в истории индийских ВМС. В порту города Мумбаи взорвалась подлодка «Синдуракшак». Очевидцы рассказали о двух взрывах с разницей в 15 минут. Пожарные несколько часов тушили пожар, однако подлодка все же затонула и лежит сейчас на глубине примерно 15 метров. По предварительным данным, разрушения настолько серьезные, что восстановлению она не подлежит. Глава индийских ВМС адмирал Девендра Кумар Джоши, прибывший на место трагедии, также официально признал, что все 18 находившихся на борту субмарины моряков погибли. Но при этом добавил, что «нельзя терять надежду… Хотя результаты обследования корпуса … отрицательные, это не исключает возможности, что на подлодке после взрыва мог образоваться воздушный карман, где могли укрыться люди». 

В стране уже создана комиссия по расследованию случившегося, которую лично возглавил командующий ВМС. Выводы будут важны и потому, что на вооружении Индии стоят еще девять подлодок такого класса. И уже выдвинуты предварительные версии случившегося. По одной из них, произошел взрыв боеприпасов – подлодка была полностью вооружена. По другой – взрыв мог быть вызван выбросом водорода при зарядке батарей (которые требуют перезарядки раз в несколько месяцев). Аналогичный случай на этой же лодке произошел в 2010 году, в результате чего один из моряков погиб. Следствие также не исключает возможности теракта. Также в пользу этой версии говорит тот факт, что взрыв произошел накануне празднования в стране Дня независимости, который отмечается в стране сегодня. Нельзя исключить и человеческий фактор, связанный с нарушением техники безопасности при работе с вооружением. Особенно если учитывать недавнюю историю с американской подлодкой «Майами» (которую сжег маляр, желавший поскорее уйти домой). Не исключено, что причины наложились одна на другую – например, экипаж решил совместить загрузку боеприпасов и перезарядку батарей. Лодка готовилась к выходу в море, и экипаж спешил закончить все работы.

Есть и еще одна версия – технический брак. И если она подтвердится, то это будет иметь крайне печальные последствия для российских оружейников. Дело в том, что «Синдуракшак» – это подлодка проекта 877 «Палтус» (по натовской классификации – Kilo), была построена в середине 90-х на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге и с 2010 по 2012 год проходила модернизацию в Центре судоремонта «Звездочка» в Северодвинске. В ходе модернизации на ней были установлены новый ракетный комплекс, система навигации, средства связи, аккумуляторы – и за все это Индия заплатила 80 млн долларов. Члены гарантийной группы «Звездочки» находились в Мумбаи в момент взрыва, однако на самой лодке их не было – они ночевали в гостинице. Сразу же после трагедии представители «Звездочки» заявили, что модернизация прошла успешно и никаких претензий с индийской стороны не было.

Тревога российских оружейников понятна – в последнее время в Индии (одном из крупнейших наших оружейных рынков) произошел ряд инцидентов с нашими образцами вооружений. В том числе и подлодками – в начале этого года на переданной Индии АПЛ «Нерпа» был выявлен ряд неполадок в важнейших компонентах. Проблемы возникли и на авианосце «Викрамадитья» (ранее «Адмирал Горшков», модернизация которого стоила Индии 2,3 млрд долларов) – на нем вышли из строя холодильные агрегаты и энергетические установки. В результате некоторые индийские политологи и генералы стали говорить о возможной смене поставщика. И учитывая тот факт, что с недавних пор Индия сменяет Пакистан на посту ключевого американского союзника в Южной Азии, в Дели вполне могут прислушаться к этим призывам и увеличить закупки американского оружия взамен российского.

Впрочем, против версии о производственном браке говорит тот факт, что подлодки проекта 877 считаются одними из самых надежных – за 30 предшествующих лет на них не было ни одной серьезной аварии. Но на всякий случай Объединенная судостроительная корпорация уже отправила в Индию свою группу для помощи в расследовании инцидента.