Развитие портов

20 августа 2013, 11:27
Фото: AP
Перспективы развития всех российских портов хочет обсудить Владимир Путин

Российские порты Азово-Черноморского бассейна занимают второе место после Балтики по объему грузооборота, причем с каждым годом нагрузка на них возрастает. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на совещании по развитию портов Азово-Черноморского бассейна.

По оценкам экспертов, к 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов в портах Южного федерального округа достигнет 150 миллионов тонн, это более чем в два раза превышает сегодняшние возможности.

"Уже сейчас терминалы работают, что называется, на пределе. Такие инфраструктурные ограничения сдерживают увеличение объемов международной торговли и транзитных грузоперевозок на южном направлении. По сути, то, о чем мы говорим, - это инфраструктурные ограничения роста в самой экономике. Компаниям приходится использовать зарубежные порты, а значит, нести дополнительные издержки. Для России это прямая упущенная выгода", - констатировал Путин.

Президент добавил, что потенциал дальнейшего масштабного наращивания мощностей крупнейших портов в этом регионе, прежде всего Туапсе, Новороссийск, ограничен из-за целого ряда объективных факторов. "Наша задача не просто снять имеющиеся инфраструктурные ограничения, но и создать достаточный резерв портовых мощностей. Это позволит сгладить пики сезонных нагрузок и минимизировать простои грузов, выстроить эффективные, конкурентные логистические схемы", - сказал глава государства.

Глава государства также предложил провести серию совещаний о перспективах развития портов в ключевых морских акваториях. И основной проблемой он назвал тарифы на услуги. "Еще одна важная задача - обеспечение конкурентоспособных, привлекательных тарифов на услуги портов и повышение уровня логистического сервиса. Это одна из критических компонент при работе портов сегодня в России", - сказал глава государства. По его словам, часто российские грузоотправители обращаются к иностранным услугам в силу неразвитости логистики, завышенных тарифов и ряда других причин. "Нужно самым внимательным образом на это еще раз посмотреть", - добавил президент.

И по мнению Владимира Путина, государство должно влиять не только на тарифную политику существующих структур, но и на привлечение инвестиций в сферу морских грузоперевозок. "Бизнес уже активно вкладывает средства в порты. Вместе с тем нужно создавать условия, чтобы таких частных инвестиций было больше, гораздо больше. И, разумеется, правительство должно взять на себя заботу о том, чтобы различные бизнесы между собой чувствовали уверенность при поддержке со стороны государства, чтобы они гармонизировали свои отношения при поддержке государства. Без этой поддержки вряд ли между собой удастся договориться и добиться гармонизации отношений", - сказал он. И пояснил, что речь идет о предсказуемых, понятных правилах, необходимых для прихода инвесторов, о минимизации административных и коммерческих рисков, об эффективных инструментах софинансирования. "В том числе надо четко обозначить, строительство какой инфраструктуры и в каких объемах будет финансироваться государством, а какой - частным бизнесом, на каких условиях, а также заранее определиться с условиями самой эксплуатации", - отметил Путин.