Тяжкая госдоля

Александр Лабыкин
обозреватель журнала «Эксперт»
27 августа 2013, 09:09

Если предложения Росимущества по повышению прозрачности госкомпаний будут реализованы, Росфинмониторинг и профильные министерства будут знать о каждом заключенном компаниями договоре. Но пока эта затея больше похожа на «игру кланов», в которой уже тонет идея отчуждения госкомпаниями части профильных ликвидных активов в пользу малого бизнеса

Иллюстрация: Эксперт Online
Росфинмониторинг и профильные министерства будут знать о каждом заключенном компаниями договоре

В своем отчете об управлении в 2012 году принадлежащими государству акциями предприятий Росимущество предоставило мониторинг реализации мер по повышению эффективности этих компаний. В целом крупнейшие ОАО с госучастием выплатили в бюджет больше дивидендов, чем в позапрошлом году, хотя показатели некоторых из них несколько снизились. В отчете впервые представлен мониторинг реализации мер по повышению прозрачности компаний. В частности, по привязке выплат топ-менеджерам к показателям их эффективности. Среди других мер контроля над госсобственностью есть и весьма радикальная: Росфинмониторингу и профильным министерствам предлагается отслеживать сведения о финансовых действиях менеджеров всех нескольких тысяч компаний, а также о доходах и имуществе их семей. Однако эксперты отметили и другое: тема продажи профильных активов, которыми ранее предлагалось поделиться с малым бизнесом, незаметно сходит на нет. Есть подозрение, что в числе претендентов на покупку части  компаний оказались лица, аффилированные с их менеджерами и курирующими чиновниками.
 
Появившийся вчера на сайте Росимущества отчет об управлении государственными пакетами акций примечателен тем, что в нем впервые отражены критерии и целевые показатели, заложенные утвержденной в феврале этого года правительством Концепции управления государственным имуществом. Отражена и работа по выполнению ряда поручений президента. Основные идеи концепции и поручений - это определение целевой функции для каждого государственного актива, создание дорожных карт развития. То есть Росимуществу совместно с топ-менеджментом ведущих ОАО с госучастием предстоит поставить задачи каждому предприятию по каждому активу. Второй значимый аспект концепции - определение персональной ответственности за результат. То есть качество корпоративного менеджмента предприятий будут оценивать по определенной методике, которая сейчас только разрабатывается. Будут также составлять рейтинги управленцев, а размер вознаграждения напрямую привязывать к этим оценкам. Однако в целом пока трудно оценить перспективность этой работы, поскольку еще не все ладно с прежними мерами: институт независимых директоров, вводимых собственником в состав госкомпаний, еще не в полной мере прижился в этом специфичном секторе полугосударственной экономики.
 

Справка:

По данным на август этого года, Российская федерация владеет акциями 2 333 компаний. При этом права Росимущества как акционера ограничены в отношении 988 организаций. Среди них почти половина, где доля акций в уставном капитале компаний составляет менее 2%, то есть предложения акционера даже не включают в повестку заседания совета директоров. Еще 316-ю ОАО управляют напрямую (или по доверенности) профильные министерства и госкомпании (ГК «Ростех», ГК «Росатом» и др.). Еще более двухсот банкротятся.  То есть реально сейчас в активе государства акции 1345 компаний. Впрочем, и среди них есть 135 ОАО, финансово-хозяйственная деятельность которых нестабильна или вовсе не ведется. Наибольшее количество госпредпредприятий находится в ведении Минтопэнерго – 307 ОАО (или 22,83% от общего количества рассматриваемых) и Минсельхоза – 211 ОАО (15,69%). Суммарно это почти половина от общего количества рассматриваемых в отчете Росимущества компаний.

Чиновники позиций не сдают 

Вопрос управления имуществом и бизнесом предприятий для государства всегда был болезненной темой. Таковой она остается и теперь, поскольку здесь переплетены интересы и бизнеса, и власти, и рядовых работников. Еще с развалом СССР на самом верхнем уровне заявляли, что государство скверный собственник, и не дело чиновников вмешиваться в вопросы управления бизнесом. Приватизация так или иначе происходила на фоне недовольства консервативной части общества, что неудивительно: разделение госсобственности в подавляющем большинстве случаев происходило по грабительской для бюджета схеме. Поэтому в конечном счете и сформировалась временная доктрина совместного управления собственностью компаний, которые в одночасье стали акционерными обществами.

Но вскоре бизнес зарекомендовал себя, и речь зашла о второй волне приватизации госсобственности. Тогда государство решило сделать еще один небольшой шаг навстречу бизнесу. В 2008 году президент Дмитрий Медведев на встрече с членами «Российского союза промышленников и предпринимателей» договорился о расширении практики избрания независимых директоров в органах управления ОАО с госучастием. При Росимуществе создали комиссию, которая отбирала из менеджеров тех, кому за плату от самих предприятий предстояло управлять ими в качестве председателей советов директоров.

Еще больше государство решило отпустить вожжи в 2012 году, когда появилось поручение президента до 2015 года вывести полностью чиновников из руководства частично государственных компаний.  В итоге, согласно отчету Росимущества, с 2010 года доля участия госслужащих в управлении предприятиями сократилась на 37 процентов, а присутствие независимых директоров увеличилось на 80%. Обращает внимание, что чиновники отступают медленнее, чем наступают менеджеры.

«Не удивительно, что это именно так, - рассуждает вице-президент «Деловой России» Александр Осипов. – Никто и не рассчитывал, что расставание с деньгами и властью так легко пройдет. Тем более, что чиновники в этом случае еще и законодательно приближены к управлению предприятиями. Кто же от этого добровольно откажется? Всегда найдется масса аргументов в пользу того, почему его участие так необходимо. Но отрадно, что такой тренд вообще задан, значит, когда-то будет и результат».

Росимущество при этом делает странный акцент в отчете: в ОАО, где доля государства 100%, там исполнительская дисциплина составляет 98% (имеется ввиду своевременность отчета в головное ведомство о годовом собрании акционеров). А где доля РФ более 2%, но менее 100%,  показатель исполнительской дисциплины составляет 81%. Надо ли это понимать так, что чиновники наедине с нанятыми ими менеджерами справляются с делом лучше, чем в партнерстве с частными акционерами, не ясно.

«Главная проблема, с которой сталкиваются независимые директора, - это действующие сцепки местного менеджмента с представительными территориальных отделений Росимущества, - пояснил «Эксперт Online» Сергей Алексеев, партнер УК «Менеджмент 911+», эксперт Ассоциации независимых директоров. – Вот приезжает директор на предприятие, которых у него в управлении еще 10 или больше, а на месте многие вопросы, которые можно оперативно решить, саботируются. Ни жулика-директора нельзя снять в таких условиях, ни решить оперативных вопросов по имуществу, ничего. Ты по телефону говоришь делать одно, а чиновник местного Росимущества – другое, причем неофициально. И он слушает того, кто ближе. А еще могут назначить заседание совета директоров на вечер, а время принятия решения назначить утром. С этим трудно что-либо поделать, на местном уровне очень крепкие сцепки».

Справка:

Общая сумма выручки госкомпаний по итогам 2012 года составила 11 140 млрд руб. При этом 10 398 млрд. руб. (или 93 % общей суммы выручки госкомпаний), приходится на 32 акционерных крупнейших ОАО, валюта баланса каждого из них составляет более 50 млрд руб.  Основная доля суммы выручки крупнейших ОАО приходится на три госкомпании: ОАО «Газпром» (3 659 млрд руб.), ОАО «НК «Роснефть» (2 596 млрд руб.) и ОАО «РЖД» (1 366 млрд руб.), что суммарно составляет 7 621 млрд. руб. или 73 % от общей суммы выручки по крупнейшим ОАО. Общая сумма чистой прибыли крупнейших ОАО по итогам 2012 года составила 1 087 млрд. руб., что по сравнению с предыдущим годом ниже на 4 %. Основная доля чистой прибыли из числа крупнейших ОАО приходится на две госкомпании, что составляет 859 млрд руб. или 79 % от общей суммы чистой прибыли:

- ОАО «Газпром» - 556 млрд. руб.;

- ОАО «НК «Роснефть» - 303 млрд. руб.

Чистая прибыль прочих крупнейших ОАО составляет 228 млрд руб. или 9 % от общей суммы чистой прибыли.

Сомнительный пример

«Что касается некоторых предприятий нефтегазового комплекса, я имею в виду не очень крупных, то здесь многие говорят о слабой компетенции независимых директоров, - поделился с «Эксперт Online» Рустам Танкаев, генеральный директор ЗАО "ИнфоТЭК-Терминал". – Но в то же время их появление помогло отчасти снять проблему откатов, хотя не везде».

Для решения этих проблем государство сделало еще три новых шага. Впрочем, что касается обязанности для компаний с госучастием более 50 %, то им давно предписано осуществлять закупки в электронном виде. В этом году, как говорится в отчете Росимущества, ведомство в очередной раз напомнило об этом госкомпаниям. Но поскольку большинство средних и мелких компаний работают под крылом профильных министерств, многие предпочитают игнорировать этот больной для них вопрос. Но и больной он не только из-за риска лишиться откатов (электронные торги тоже не исключают этого, если нет должного контроля).

«Многие попросту не умеют правильно оформлять документы в электронном виде, число бумаг в целом увеличивается,  поэтому не все еще освоили закупки по открытому электронному конкурсу», - говорит Рустам Танкаев.

Профессиональные качества управленцев тоже заботят правительство. Еще в 2011 году президент Дмитрий Медведев поручил сформировать систему ключевых показателей эффективности деятельности акционерных обществ (КПЭ). Росимущество пошло относительно простым путем, предложив каждому совету директоров сформировать свои критерии. Впрочем, порекомендовало включить в их число такие показатели как рентабельность по чистой прибыли, прибыль от продаж, квартальные динамики выручки и чистой прибыли. Такая воля была дана, чтобы компании могли учесть свои инвестиционные особенности. Но видимо большинство советов директоров по-своему истолковали такую демократичность и отложили разработку в долгий ящик.  Что и неудивительно. Поскольку вслед за этим надо утвердить и положения о вознаграждении менеджменту. То есть привязать вознаграждение к финансовому результату компании. Однако, судя по отчету Росимущества, ни одна частично государственная компания не утвердила КПЭ в таких отраслях как снабжение электроэнергией, газом и нефтью, а также недропользование, финансы и страхование.

Пока система КПЭ разработана в 106 ОАО с государственным участием. Положение о вознаграждениях менеджменту принято в 132 госкомпаниях, а размер вознаграждения менеджмента привязан к КПЭ в 61 АО.

Кроме того, в настоящее время многих управленцев беспокоит разрабатываемая ныне методика индивидуальной оценки членов советов директоров (наблюдательных советов) ОАО. Она позволит оценить работу каждого члена совета директоров, его вклад в развитие общества и достижение поставленных задач. Она нужна для того, чтобы присвоить каждому члену совета директоров соответствующий рейтинг, который и будет критерием для комиссии по подбору кадров. Вроде тогда и должно выясниться, кто реально помогает предприятию, а кто вредит или бездействует.

«Суть методики в том, что она будет учитывать большое количество различных показателей, - поясняет Сергей Алексеев. -  Причем, перечень субъективных факторов будет больше объективных. Это значит, что оцениваться будет не количество заседаний, в которых участвовал менеджер, и не число внесенных им на повестку дня предложений, а реальная отдача от этого, качество. А то многие менеджеры на местах могут закидать совет директоров предложениями, большинство которых оказываются на поверку просто глупостями».

Впрочем, это лишь отчасти снизит конфликты на местах между независимыми директорами, местными менеджерами и их покровителями.

Просветить по МСФО

Высокие коррупционные и управленческие риски – один из результатов мутной дивидендной политики и не применение частично государственными ОАО международной системы финансовой отчетности (МСФО). 

«Для инвесторов на бирже рентабельность и прибыльность намного важнее кадровых точечных решений, - говорит аналитики ИК «Финам» Антон Сорока. – Но очень важным драйвером для ликвидности компании на фондовом рынке является прозрачность и дивидендная политика».

В этой части государство не упускало своего, и требовало с компаний 25 процентов чистой прибыли в виде дивидендов.  Но лишь более половины крупнейших компаний-плательщиков дивидендов приняли решение о направлении на выплату дивидендов в размере не менее 25%. Основная причина - получение госкомпаниями убытков. Тем не менее, по итогам 2012 финансового года в бюджет РФ получено, по данным на август нынешнего года, 183 647 млн рублей, на 7% больше, чем планировалось. Это притом, что еще не все рассчитались.

Самыми крупными компаниями-плательщиками дивидендов в федеральный бюджет по итогам 2012 года, сумма дивидендов каждого из которых составила более 1 млрд рублей, стали: ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ», ОАО «Газпром», ОАО «Связьинвест», ОАО Банк ВТБ, ОАО «РусГидро», ОАО «Зарубежнефть», АК «АЛРОСА» (ОАО), ОАО АИЖК, ОАО «АК «Транснефть», компания «Сахалин Энерджи Инвестмент».

При этом почти все показанные дивиденды поступили от 27 крупнейших и крупных компаний. Остальные несколько тысяч принесли лишь 1,8 млрд рублей. Между тем, если большинство компаний будут отчитываться и платить дивиденды по МСФО, то и планировать в бюджет можно больше.

Справка:

Прогноз выполнения бюджетного задания по итогам 2012 года по состоянию на 01.08.2013 составил 183 647 млн рублей (107% от плана). Структура основных групп плательщиков дивидендов:

• основная сумма прогноза выполнения БЗ по итогам 2012 года приходится на 27 госкомпаний и составляет 181 754 млн. руб. (или 99% выполнения БЗ), из которых крупнейшими плательщиками дивидендов являются:

   - ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» - запланирована выплата дивидендов в размере 80 607 млн. руб. с учетом фактической выплаты дивидендов по итогам 9 месяцев 2012 года в размере 50 200 млн. руб.;

   - ОАО «Газпром» - запланирована выплата дивидендов по итогам 2012 года в размере 54 415 млн. руб. Следует отметить, что чистая прибыль ОАО «Газпром» по итогам 2012 года согласно РСБУ составила 567 444 млн. руб., что ниже показателя по итогам 2011 года на 281 586 млн. руб. (или 33%);

   - ОАО Банк ВТБ - запланирована выплата дивидендов по итогам 2012 года в размере 11 293 млн. руб.;

   - компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» перечислено дивидендов в доход федерального бюджета по итогам 2012 года 14 126 млн. руб.;

• прогноз выполнения БЗ прочими компаниями-плательщиками составляет 1 893 млн. руб. (или 1% выполнения БЗ), с учетом дивидендов, полученных из нераспределенной чистой прибыли за 2011 год в размере 190 млн. руб.

 
Приказ о переходе акционерных обществ с долей 50% государства на ведение отчетности по МСФО Минфин издал еще в год назад. Тогда же Росимущество запросило у 78 крупных компаний-плательщиков дивидендов в федеральный бюджет информацию: ведут ли они такую отчетность, а если нет, тогда собираются перейти. Пока информацию предоставили только 40 компаний из 78. Но выяснилось, что 19 ОАО готовят бухгалтерскую отчетность по МСФО, три компании планируют внедрение стандартов МСФО в этом году, остальные попросту ничего не написали.

«Большой брат» увидит всех

Для повышения прозрачности и  минимизации коррупции Росимущество разработало и согласовало с другими ведомствами, курирующими частично государственные ОАО перечень директив «по вопросу исключения конфликта интересов при заключении договоров».  При одном знакомстве с предлагаемой схемой любой директор должен покрыться нервной сыпью.

Логика такая: обмануть председателя совета директоров (или вступить с ним в сговор), директор еще может. А всевидящий Росфинмониторинг – нет.  Сюда и предполагается отправлять тонны информации с предприятий, а именно: данные о реестре ОАО с государственным участием, о дочерних и зависимых обществах, а также составе советов директоров госкомпаний. Сюда будут передаваться сведения о лицах, обязанных представлять информацию о наличии заинтересованности. ФМС России должны представлять в Росфинмониторинг информацию о родственных связях этих самых лиц, их доходах, имуществе, зарегистрированных компаниях! Предполагается, что полученная таким образом сетевая структура будет проверяться Росфинмониторингом на предмет «внутренних транзакций». А тот в ответ, по замыслу Росимущества, представит информацию о выявленных сделках с заинтересованностью в отраслевые министерства и ведомства. Но и это еще не все. Ведомства все опять передадут в Росимущество, а оно решит, кого за что снимать. А потом еще и наладит взаимодействие с другими ведомствами по систематизации и обработке всех этих данных, вплоть до корпоративных событий.

Возможно, в Росимуществе в самом деле знают, чем себя занять. Но вопрос: надо ли это тому же Росфинмониторингу и почему ему отводится роль собирателя бумаг? По сути, роль почтальона.

«Надо понимать, что после ужесточения различных мер по противодействию легализации нажитых преступным путем доходов, а они в России одни из самых жестких в мире сейчас, Росфинмониторинг завален делами, - поделился с «Эксперт Online» Павел Медведев, д.э.н, депутат Госдумы пяти созывов, соавтор закона «О противодействии легализации (отмыванию) капиталов, полученных преступным путем». – У них сейчас уже 10 миллионов дел в год, они их передают в правоохранительные органы, и оттуда мало что выходит в виде уголовных дел».

Так что пока эти меры по усилению прозрачности больше похоже на излишнее увеличение документооборота, к тому же не лишенное коррупционных рисков.
 

Справка:

В прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2011 – 2013 годы были включены акции 1482 акционерных обществ и долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью. По состоянию на 01.08.2013 за указанный период продано 647 пакетов акций (долей в уставных капиталах), принадлежащих Российской Федерации: в 2011 г. – 318, в 2012 г. – 269, в 2013 г.– 60.

Борьба за активы

В апреле прошлого года президент Дмитрий Медведев поручил «проработать вопрос» о реализации государственными корпорациями и хозяйственными обществами, более 50% акций которых находится в собственности Российской Федерации, профильных активов. Предполагалось, что предприятия поделятся своими активами с представителями малого и среднего бизнеса.

В итоге сейчас эта работа сошла на нет. Росимущество своим письмом напомнило об этом распоряжении министерствам и «проинформировало о необходимости безусловного исполнения поручений».

В настоящее время из 64 ОАО, управление пакетом акций Российской Федерации по которым осуществляет Росимущество, только 4 общества включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы. Из 60 остальных о реализации профильных активов задумались в 39 госкомпаниях. Среди них ОАО «ОАК», ОАО Банк ВТБ и ОАО «Концерн «НПО «Аврора». В 36 компаниях решили, что таких активов, которые можно продать, у них нет. Еще пять обществ «представили информацию о проведении работ по выявлению профильных активов, подлежащих отчуждению».

«Это похоже на какую-то борьбу кланов, - рассуждает стратег ФК «Уралсиб-кэпитал» Вячеслав Смолянинов. – Была у руля одна команда – стали быстро развивать эту тему. Только пришла другая, сразу движения прекратились».

То есть не исключено, что драконовские угрозы о тотальном просвечивании всех и вся – не более чем ответный ход (ведь у собственника и крупного акционера и сейчас есть право проверить финансовую деятельность любой компании).

«Когда было объявлено о возможной продаже части активов, некоторые сориентировались, и на имущество предприятий вдруг стали претендовать разные малые предприятия, - говорит Сергей Алексеев. – Потом выяснилось, что за ними стоят либо сами менеджеры, либо чиновники, аффилированные с этими фирмами».

Надо полагать, что отчасти и поэтому идея не получила распространения. И вряд ли получит, возможно, активы так и останутся в планах Росимущества. И, похоже, это не самое опасное из того, что можно  не делать с частично государственными ОАО.