«Google Карты» углубился в регионы

Александр Лабыкин
обозреватель журнала «Эксперт»
29 августа 2013, 19:40

Вчера российский филиал глобальной интернет-компании Google объявил об усовершенствовании сервиса «Карты». Компания детализировала карты 250 городов, включая крупнейшие на западе России, и добавила еще 50 новых. По загородным картам, отмечают эксперты, Google и ранее опережал «Яндекс», но значительно проигрывал в качестве карт крупных городов, главным образом Москвы. Эксперты не исключают, что очередной детализацией глобальная компания вынудит «Яндекс» пойти на новые существенные вложения в картографию для большего вовлечения в сервис провинций.

Иллюстрация: Эксперт Online
Google Карты углубился в регионы

«Мы постоянно работаем над усовершенствованием карт для России, чтобы сделать их еще более точными, полными и подробными, – сообщил Кирилл Левин, инженер-разработчик "Google Карты". – За прошедший год мы оцифровали более 150, добавили изображения улиц свыше 200 российских городов и предоставили коммерческим организациям возможность размещать бизнес-фотографии на картах Google».

Обновление коснулось более 250 городов России (включая Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и другие крупные населенные пункты на западе страны), при этом более 50 из них появятся на «Google карты» впервые.

«Обновленные карты – часть проекта Ground Truth, который позволяет нам ускорить темп обновления карт страны и предоставить вам максимально точные и современные топографические данные», – говорит Кирилл Левин.

На карты также нанесли более детальную информацию по объектам, находящимся за пределами городов, таких как национальные парки и реки. К тому же прописали больше дорог.

Компания также сообщает, что значительно улучшила автомобильные маршруты, объединив данные по одностороннему движению, ограничениям поворотов, а также по приоритетности дорог. Это позволит пользователям более точно определить автомобильный маршрут. Обновленные карты актуальны и в приложениях «Google Карты» для мобильных устройств на базе Android и iPhone.

«Замечательно! Только на примере с МГУ у вас уже ошибка. Главное здание МГУ находится совсем не там, где оно указано на ваших картах», – написал в отзыве на презентации один из пользователей. То есть, судя по всему, над детализацией компании еще придется потрудиться. Кстати, «Google Карты» предлагает пользователям сообщать об ошибках. 

Эксперты отмечают, что для Google это вполне закономерный ход, поскольку, что касается российских карт, ранее компанию часто обвиняли в «топографическом кретинизме», особенно что касается приложения для мобильных устройств: многие дороги даже в городах были не указаны, а информация об объектах часто оказывалась недостоверной. В этом отношении главный конкурент глобальной компании в России «Яндекс» явно лидировал, особенно по Москве и Санкт-Петербургу. 

«Понятно, почему "Яндекс" может показать хорошее качество в Москве, но не сможет конкурировать с Google в Европе, – поделился с "Экспертом Online" Дмитрий Мариничев, президент ООО "Радиус груп", член федерального экспертного совета АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" при президенте РФ, член генсовета "Деловой России". – Здесь у них больше доступа к картографическим материалам».

Сейчас российский поисковик контролирует 62% рынка страны. Однако у «Яндекса» хуже обстоят дела с прорисовкой загородных объектов, поэтому нынешний ход Google можно считать существенным укреплением позиций.

«По Москве "Яндекс", безусловно лидирует, но за городом лучше сервис работает у Google, – сообщил "Эксперту Online" Георгий Клименко, президент Ассоциации развития электронной коммерции, руководитель Life internet. – Они, если не ошибаюсь, добились приобретения карт у генштаба. Но "Яндекс" лучше прокладывает маршруты и дает более точную информацию об объектах, особенно в Москве. Для них карты – мощная точка притяжения и обеспечения лояльности пользователей. Но с точки зрения окупаемости об этом даже говорить не приходится. Они, конечно, начинают выставлять платные сведения о коммерческих объектах, но это капля в море, поскольку картография – очень затратное дело. Эти компании зарабатывают на поисковиках, а другие сервисы поддерживают для обеспечения конкурентного преимущества в глазах пользователей».   

Эксперты отмечают, что сейчас «Яндексу» брошен серьезный вызов. По логике, чтобы выдержать конкуренцию, им придется сделать большие вложения для развития карт других городов, либо уже охваченных, либо еще не охваченных Google.

«Картографическое направление – одно из стратегических для "Яндекса", – сообщила "Эксперту Online" Мария Орлова, руководитель службы геоинформационных данных "Яндекс. Карты". – Поэтому мы постоянно работаем и над качеством данных (детализацией карт, актуализацией информации об организациях), и над широтой покрытия. Так, например, сейчас у нас есть детализированные карты более 1000 городов России. В их число входят не только карты собственного производства, но и "Народная карта" – она отрисована пользователями и не уступает по качеству обычной карте. Также у нас есть спутниковые снимки 95 тыс. населенных пунктов и панорамы 235 городов».

В компании также пояснили, что данные о пробках технологически есть во всех городах России, а в баллах ситуация оценивается в 15 городах России.

«Мы уделяем пристальное внимание тому, насколько удобны наши карты: можно ли по ним сориентироваться, какая ветка метро проходит рядом, все ли ее детали видны людям с нарушениями зрения, есть ли пешеходные дорожки в парках и на туристических объектах, – говорится в официальном ответе "Яндекса". – А недавно появилась возможность записаться на прием к врачу или заказать столик прямо на наших "Картах"».

«Я бы не рискнул сравнивать, кто лидирует в регионах, а кто нет, – говорит Сергей Миллер, президент ГИС-Ассоциации. – "Яндекс" лучше чувствует себя в России, поскольку яснее понимает структуру спроса на отдельных территориях. Там, где просматривается увеличение густоты коммерческих запросов в поиске, там и начинают более детальную прорисовку карт, объектов. Здесь конкуренция идет непрерывная, как на скачках: сейчас один на полголовы впереди, потом другой. Что касается дорог, то и здесь трудно утверждать лидерство Google. Во всяком случае, "Яндекс" недавно выложил спутниковое фото дороги на Колыму, которая проходит через лагеря. Вот, спрашивается, зачем? Там же не наставишь рекламных баннеров. Но в интернет-бизнесе своя логика, отличная от общей. Наверное, для укрепления имиджа, для привлечения любопытной аудитории».