Фискальное ускорение экономики

Москва, 19.09.2013
Падение темпов роста ВВП на фоне растущих цен на нефть и газ, снижение поступлений налога на прибыль предприятий и аномальное наращивание госдолга регионами – такой диагноз поставили депутаты Госдумы российской экономике при обсуждении отчета Минфина об исполнении бюджета за 2012 год. Покидающий свой пост глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин предложил для устранения проблем усилить контроль над расходованием бюджетных средств и попрощался с депутатами многозначительным «Да храни вас Господь». Министр финансов Антон Силуанов, в свою очередь, предложил такие меры повышения доходов бюджета, как сокращение льгот крупным компаниям, отказ от возврата НДС экспортерам природных ресурсов и введение прогрессивной шкалы налогообложения. Но среди его предложений есть и неоднозначная мера поддержки региональных бюджетов: расчет налога на имущество физических и юридических лиц на основе рыночной, а не остаточной стоимости. Трудно понять, как это поможет стране, в которой больше половины имущества вовсе не подсчитано, а малый бизнес и без того терпит бедствие.

Иллюстрация: Эксперт Online

Первые бумаги «длиною в 30 лет»

Представляя депутатам Госдумы отчет об исполнении бюджета РФ за 2012 год, министр финансов Антон Силуанов начал с позитивных аспектов. Это был верный ход, поскольку позволил отчасти разбавить общее депрессивное содержание доклада. Первым делом министр отметил, что правительство завершило переход к программному бюджету, то есть ушло от сметного финансирования к государственному заказу. Это позволит в будущем избежать размывания бюджетных средств на невнятные цели и снизить объемы нецелевого расходования денег. Также принят ряд мер по повышению прозрачности бюджетного процесса, введено рейтингование региональных бюджетов по принципу эффективного расходования. Антон Силуанов отметил, что впервые в бюджете 2012 года были учтены предложения депутатов об увеличении межбюджетных трансфертов регионам и пополнении их дорожных фондов. Однако при констатации этих достижений со стороны министра финансов угадывался некий намек, поскольку параметры бюджета-2012 получились неутешительные: доходы 12,9 трлн рублей, что на 20,5% ниже, чем в прошлом году. Расходы составили 13 трлн рублей, то есть дефицит тоже превысил уровень 2011 года.
 
«Исполнять бюджет приходилось в непростых условиях, это и падение экономики стран "Большой семерки", которые снизились на 3%, Китай тоже снижал темпы роста. Это косвенным образом сказалось и на нашей экономике, на снижении иностранных инвестиций. Если в первые два квартала 2012 года мы наблюдали рост экономики на 4% и более, то потом констатировали снижение на 2,2%. Кроме того, засуха в прошлом году отразилась на росте цен на сельхозпродукцию», – отметил Антон Силуанов.

Основной точкой для роста экономики министр финансов назвал повышение эффективности расходования бюджетных средств. Кроме того, темпы роста заработной платы превысили темпы роста производительности труда. Следовательно, надо повышать производительность труда, прежде всего в бюджетной сфере. Он не пояснил, что именно имеет в виду, но, скорее всего, речь идет об увеличении нагрузки на бюджетников и сокращении производственных расходов.

Впрочем, особого беспокойства за сбалансированность бюджетной системы Антон Силуанов пока не испытывает. Резервный фонд вырос до 1,74 трлн рублей, увеличившись на 562 млрд рублей.

«Нас часто спрашивают, зачем мы так активно формируем запасы. Но без этого фонда мы бы не достигли цели сбалансированности бюджета. Хотя есть и другие инструменты повышения доходности. Впервые в прошлом году Российская Федерация разместила ценные бумаги длиною в 30 лет. Это говорит о доверии к нашей бюджетной системе. Спрос на российские ценные бумаги превысил в три раза спрос на другие виды займов. Фонд национального благосостояния вырос до 2,37 трлн рублей», – сказал министр.
 
Основной проблемой нынешнего года Антон Силуанов назвал снижение поступлений налога на прибыль от предприятий субъектов РФ. Если в 2012-м он еще имел положительную динамику, то в этом году снизился на 20%. Тем не менее в прошлом году удалось увеличить доходы бюджета на 5,5%, хотя в позапрошлом этот рост составлял 8,6%.

«Безусловно, будет сложно в этом году выполнить майские поручения Владимира Путина (в основном они касаются увеличения расходов на социальную сферу). Но резервы есть, значит, и эта задача вполне выполнима», – резюмировал Антон Силуанов.

Контроль, еще раз контроль

По традиции после министра финансов слово взял председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Он выступал в этом качестве перед депутатами последний раз, поскольку, напомним, покидает свой пост.

Сергей Степашин рассказал об основных проблемах исполнения бюджета в прошлом году. В частности, по его словам, низкое качество бюджетного планирования снизило эффективность народного хозяйства. Рост цен на нефть уже не влияет на рост экономики, а регионы все больше обрастают долгами, накопив их уже более 1,3 трлн рублей.

«К сожалению, не созданы механизмы контроля за наращиванием госдолга, – сожалеет Сергей Степашин. – Есть регионы, где долги превысили 50% бюджета. Вижу два пути исправления ситуации: решить, какие налоги можно добавить регионам, и выработать ряд мер по стимулированию развития экономики в регионах».
 
Глава СП сообщил, что в прошлом году в ходе проверок Счетная палата выявила нарушений бюджетного процесса на 183 млрд рублей. Нецелевое расходование средств составило 884 млрд рублей.
 
«Предлагаю депутатам по итогам рассмотрения бюджета сделать и поручение правительству о разработке мер по увеличению доходов бюджета, обеспечению сбалансированности бюджетов регионов и повышению эффективности управления финансами», – сказал Сергей Степашин.

Он напомнил, что выступает в качестве главы в последний раз, поблагодарил депутатов за принятие закона о СП, благодаря которому были расширены ее полномочия, и напутствовал всех трогательными словами «Да хранит вас Господь» – чем вызвал шквал благодарных аплодисментов.

Непослушный Минфин

Председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров подробно остановился на системных проблемах экономики, указав, что некоторых из них удалось бы избежать, если бы правительство чаще прислушивалось к депутатам. Он отметил, что в начале прошлого года, когда экономика европейских стран и Китая падала, у нас наблюдался рост в 5%. Но к концу года уже наблюдалось резкое снижение, хотя цены на газ и нефть продолжали расти.
 
«Быть может, и не было бы печальных последствий, если бы к нам чаще прислушивались. Это вопрос о том, почему при растущей цене на нефть и газ экономика продолжает падать. Значит, растущая цена уже не способна решать структурные проблемы экономики», – с нарастающим напряжением в голосе говорил Андрей Макаров.

Это проблемы скорее общего экономического характера, но есть они и при исполнении бюджета. Андрей Макаров считает, что одна из причин разбалансированности бюджетов регионов в том, что они формируются по оптимистичному сценарию, тогда как федеральный бюджет планируют по пессимистичному. В итоге получаются огромные расхождения между запланированными расходами и полученными доходами.

«Сейчас говорят, что большие потери по налогу на прибыль. Но разве мы в этом зале не предупреждали об этом в 2011 году? В итоге регионы все больше зависят от федерального бюджета, и эта тенденция еще получит продолжение», – уверен Андрей Макаров.

Одну из причин снижения налога на прибыль он видит в сокращении в прошлом году финансирования региональных инвестпрограмм на 1,7%. В итоге именно поэтому, по мнению депутата, число регионов с дефицитом бюджета увеличилось с 57 до 68. А госдолг субъектов РФ вырос на 15,3% и составил 1,5 трлн рублей.

«К сожалению, 2012 год стал годом не исправления ошибок, а их усугубления», – отметил Макаров.

В качестве мер по повышению экономического роста он предложил жестче контролировать вывод денег за рубеж и больше стимулировать регионы к развитию бизнеса. Потому что немалую роль в снижении темпов роста экономики, по мнению Макарова, сыграло сокращение количества субъектов малого бизнеса из-за непомерных налогов. 

«Мы в этом зале предупреждали, что из-за повышения налога число малых предприятий сократится на миллион, – заявил депутат. – В итоге уже сейчас более 600 субъектов малого бизнеса отдали свои патенты и лицензии. И до конца года наш прогноз сбудется, к сожалению».

Принятое президентом решение о взимании налога всего в 1 МРОТ с тех, у кого оборот не превышает 300 тыс. рублей, исполняется некорректно, по мнению Макарова.

«Что у нас делают: МРОТ платится на основе данных налоговой инспекции. А если их нет – то берут уже 8 МРОТ! То есть хотели сократить налог, а по факту увеличили его в два раза», – возмущается депутат.

Завершая свое выступление, Макаров резюмировал, что предстоящее сокращение расходов бюджета не должно коснуться программ развития экономики регионов.

Резерв – в имуществе бизнеса и граждан

Ключевой вопрос – «что же делать?» – сформулировал депутат Сергей Катасонов.

«Мы видим, что снижается темп роста ВВП, что растет госдолг регионов и корпоративного сектора, снижается прибыль предприятий и растет дефицит региональных бюджетов. Однако при этом нам говорят, что снижение социальных расходов недопустимо. Так что же делает Минфин для повышения доходов бюджета?» – задал он почти риторический вопрос.
 
Антон Силуанов, похоже, давно ждал такого вопроса, посему и ответил весьма подробно. Однако предложенные им меры повышения доходов бюджетов регионов скорее похожи на косметические.
 
«Мы с вами приняли закон, который направлен на пресечение преступлений в теневом секторе, против компаний-однодневок, которые зачастую не только не платят налоги, но и возвращают НДС неправомерно. Налоговая служба получила уже инструмент, чтобы наводить в этой сфере порядок, и здесь мы имеем немалые резервы для повышения доходов», – отметил Антон Силуанов.
 
Он также сообщил, что Минфин подготовил предложение о том, чтобы муниципалитеты собирали с юридических и физических лиц налог на имущество на основе не остаточной стоимости объектов, как сейчас, а рыночной.

«Это позволит повысить доходы региональных бюджетов без введения новых налогов и повышения налоговых ставок», – подчеркнул министр.
 
Эта новость от министра финансов может многих шокировать. Во-первых, у нас, как известно, не проведена кадастровая оценка более половины региональных земель. Во-вторых, о чем неоднократно писал «Эксперт Online», при передаче из БТИ в Росреестр было утеряно более половины данных об объектах недвижимости. Восстановление их, а также кадастровая оценка потребуют больших затрат федерального и региональных бюджетов. В-третьих, расчет налогов на основе рыночной стоимости объектов непременно приведет к увеличению нагрузки на малый и средний бизнес, который и без того терпит бедствие. Одним словом, эта новость от Силуанова рискует стать скандальной. Однако из этого возникло впечатление, что иных мер по увеличению доходов региональных бюджетов министр финансов не видит или считает преждевременным озвучивать.

«Что делать», или Конец налоговой вольнице

Такую меру повышения доходов бюджета, как более активное инвестирование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в высокотехнологичные инвестпроекты, Силуанов считает нецелесообразной. Вопрос об этом, кстати, задал депутат Юрий Буденский. Министр ответил, что президент уже принял решение о финансировании из ФНБ трех крупных проектов – Центральной кольцевой автодороги вокруг Москвы, высокоскоростной магистрали Москва–Казань и реконструкцию Байкало-Амурской магистрали.

«Уже 40% средств фонда направлены в активы, которые не являются быстровозвратными, поэтому мы считаем нецелесообразным превышение этой планки. Однако по мере возвращения тех средств, что мы вложили в банки и предприятия в качестве антикризисных мер в 2008 году, мы будем их револьверным образом вкладывать в новые инвестпроекты», – заверил министр.

При этом он сообщил, что намерен снижать наращивание госдолга субъектов воспитательными мерами: те, кто увеличивает долг, будут получать меньше субсидий от федерации. Однако и здесь видится замкнутый круг: не получив помощи от федерального бюджета, регионы вынуждены будут идти за новыми займами.
 
После вопроса депутата Михаила Емельянова замаячил свет в конце тоннеля.

«Почему мы не рассматриваем такие способы повышения доходов бюджета, как введение прогрессивной шкалы налогообложения и отказ в возврате НДС ресурсным экспортным предприятиям? Наше сырье и так будут покупать. Есть проблема с налогообложением вертикально интегрированных нефтяных компаний и холдингов. Среди их участников немало иностранных компаний. Вот вам и будет рост в 5%», – словно сделал подсказку министру Михаил Емельянов.

Антон Силуанов с вдохновением сообщил, что именно такие меры Минфин и предложит депутатам при внесении законопроекта о бюджете на ближайшие три года.

«Кроме того, мы предлагаем повышение налогов на дивиденды, а также увеличение поступлений в казну дивидендов от компаний с госучастием с нынешних 25% до 35%. Причем за основу будет взят отчет по МСФО», – обнадежил министр.

Кроме того, как оказалось, Минфин планирует провести инвентаризацию льгот, предоставляемых компаниям.

«Объем этих льгот составляет 1,6 трлн рублей, – со знанием дела сказал Антон Силуанов. – Из них 800 млрд – на федеральном уровне. Поэтому мы намерены оптимизировать те льготы, которые не дают прямого экономического эффекта».

Более того, Минфин рассчитывает получить существенный рост доходов бюджета за счет процесса деофшоризации компаний, запущенного президентом. Со странами G8 уже есть соглашение об обмене сведениями о счетах в офшорных банках тех компаний, которые уклоняются от налогов, выдавая собственные средства за иностранные инвестиции.

Благодаря последним высказанным предложениям, которые, впрочем, депутатам пришлось, по сути, «вытягивать  клещами», обсуждение бюджета 2012 года удалось завершить на относительно оптимистичной ноте. Отчет утвердили, но предупредили докладчика, что к вопросу об извлечении уроков прошлого года еще вернутся при рассмотрении трехлетнего бюджета, который начнут обсуждать уже через месяц.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара может сильно удивить
      Авторы прогнозов, предрекающие в этом году слабый доллар, вновь ошиблись. И опять причина в сохраняющейся привлекательности процентных ставок ценных бумаг в Америке, которые по-прежнему выше ставок в большинстве как соседних, так и дальних стран.
    2. Подкаст 2-ой недели. Как работает человеческий ум
    3. Ситуация с китайским коронавирусом становится все тревожнее
      Несмотря на меры предосторожности, принимаемые во многих странах, новая болезнь, которая появилась в Китае, расползается по планете.
    Реклама