Транссиб прирос Кореей

Василий Авченко
23 сентября 2013, 10:20
Фото: Василий Авченко
Открыто железнодорожное сообщение между российским Хасаном и северокорейским Раджином

В северокорейском порту Раджин, входящем в специальную экономическую зону «Расон», состоялось торжественное открытие реконструированного железнодорожного участка «Хасан – Раджин». Предполагается, что через Раджин пойдет на экспорт российский уголь, в перспективе здесь будут налажены международные контейнерные перевозки с выходом на Транссибирскую магистраль.

Проект имеет давнюю историю: договоренность между президентом Владимиром Путиным и северокорейским лидером Ким Чен Иром о запуске поездов от Раджина до Хасана датируется 2001 годом. В 2009 году для управления проектом появилось совместное предприятие «РасонКонТранс» (70% уставного капитала принадлежит российской стороне, 30% - корейской). В 2010-м начались полномасштабные строительные работы. Сегодня реконструкция завершена. Общие затраты на реконструкцию участка и строительство терминала составили 8,3 млрд рублей. Уложена совмещенная (1520 и 1435 мм) колея, отремонтирован мост Дружбы через пограничную реку Туманную, реконструировано три тоннеля. От Раджина до Хасана (юго-запад Приморского края) – чуть больше 50 км. От погранперехода «Туманган – Хасан» ветка продолжается до станции Барановский (неподалеку от Уссурийска), где смыкается с Транссибирской магистралью.

До завершения строительства контейнерного терминала в порту Раджин принято решение использовать имеющиеся портовые мощности для перевалки угля под подтвержденные объемы перевозок российских и китайских грузоотправителей. В перспективе через Раджин на сухопутный маршрут может быть переключено до 100 тысяч контейнеров в год, сообщили в ОАО «РЖД». Их путь в Европу должен занимать всего две недели вместо 45 суток по морю. После модернизации участка «Хасан – Барановский», связывающего корейские железные дороги с Транссибом, провозная способность на данном направлении вырастет до 17 млн тонн в год.

«Строительство продолжалось в течение пяти лет. Это была сложная стройка - сложная и с точки зрения сопряжения технологий, которыми располагают российские и северокорейские железные дороги, и с точки зрения финансовой схемы, но сегодня все сделано», - заявил в Раджине президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Открытие участка – первый шаг по восстановлению Транскорейской магистрали с ее выходом на Транссибирскую. Это проект не только экономический, но и политический, учитывая более чем сложные отношения между двумя корейскими государствами. «Теперь наша общая задача заключается в том, чтобы этот участок, этот порт, этот терминал действительно стали пилотным проектом развития восстановленной единой корейской транспортной магистрали, которая должна будет связать полуостров и страны, которые тяготеют к этому региону, с Европой через территорию России. Уже сегодня есть конкретные предложения со стороны грузовладельцев, есть предварительные предложения и со стороны иностранных инвесторов, мы уверены, что этот проект будет развиваться дальше… Транскорейская магистраль - это глобальный проект, создание нового транспортного коридора», - считает Якунин.

По словам главы «РЖД», открытие движения на участке «Хасан – Раджин» не повлияет на работу портов российского Дальнего Востока, поскольку «объем грузовой базы, тяготеющей к дальневосточным портам, значительно превышает перерабатывающие способности портов». Якунин говорит, что сегодня порт рассчитан на перевалку 4 млн тонн грузов (на этот показатель Раджин, учитывая предполагаемые объемы российского угольного экспорта, может выйти в течение ближайших двух лет), но это не предел: «Уверен, что грузовая база будет расширяться, что через порт пойдут и контейнеры».

Северокорейский коллега Якунина - министр железных дорог КНДР Чон Гиль Су – выразил надежду на то, что участок «Хасан-Раджин» станет «путем дружбы и надежным транспортным узлом, соединяющим Азию и Европу».