Молчишь? Плати!

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
24 сентября 2013, 14:01

Минфин разработал законопроект, который поможет властям получать информацию о конечных собственниках российских компаний, которые зачастую «прячутся» за номинальными владельцами акций и облигаций. В частности, тем, кто откажется раскрывать информацию о себе, придется уплачивать налоги с облигаций и дивидендов по повышенной ставке – 30%. Об этом сегодня пишет газета «Ведомости» со ссылкой на имеющийся в ее распоряжении пакет документов.

Фото: picvario.com/Russian Look
Компании, отказывающиеся раскрывать своих бенефициаров, будут платить вдвое больше налогов

Вопрос раскрытия информации о бенефициарах давно заботит власти. Еще в конце 2011 года еще будучи премьер-министром Владимир Путин заявил: «Кто хочет хранить где-то за рубежом – пожалуйста. Закон это не запрещает, но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим», отметив при этом, что зачастую проблема связана как раз с отсутствием данных о конечных бенефициарах компаний. По его мнению, незнание владельцев бизнеса отпугивает инвесторов, а государство «не может работать с чужими».

В дальнейшем проблемой занималась и ФНС, и Минфин, и практически все ведомства, так или иначе имеющие отношение к вопросу. Были и практические последствия. В частности, бизнес помнит поручение правительства от 28 декабря 2011 года № ВП‑П13‑9308. Этот документ наделал много шума – он бы разослан крупнейшим государственным компаниям, обязав их запросить у всех своих контрагентов документы о владельцах фирм и бенефициарах (выгодоприобретателях, передавших свое имущество в доверительное управление). В числе корпораций, получивших такое распоряжение, оказались Росатом и РусГидро, Газпром, Аэрофлот, Сбербанк, РЖД и все энергетики. Более того: их обязали при заключении новых договоров запрашивать у контрагентов документы, раскрывающие информацию "в отношении всей цепочки их собственников". В итоге госкомпании начали восстанавливать информацию о фирмах, с которыми они заключали сделки. Контрагентам были высланы письма с требованием предоставить необходимые сведения.

Так что новый законопроект Минфина – лишь звено в цепи. Впрочем, звено показательное: развитие событий подтверждает, что власти не намерены сходить с пути «отбеливания» бизнеса. Законопроект о повышенных налогах для компаний, не раскрывших бенефициаров, уже рассматривался у заместителя министра финансов Сергея Шаталова, работу над ним, по неофициальным данным, должны закончить уже к концу сентября. Его принятие, уверены с министерстве финансов, станет очень сильным стимулом для владельцев компаний раскрывать информацию о себе.

Вопрос выявления бенефициаров очень актуален, полагает эксперт проекта «Общественная Дума» Алексей Борисов. Бенефициар по сути - это реальный собственник компании, который скрывается за подставными руководителями и учредителями. Такие возможности позволяют российским организациям уклоняться от уплаты налогов, легализовывать преступные доходы, вывозить капитал за рубеж. Кроме того, компании с неизвестными бенефициарами регистрируют право собственности на недвижимость. В результате мы даже не знаем, кто на самом деле владеет многими зданиями в центре Москвы, например. Отсутствие сведений о бенефициарах угрожает не только экономической, но и физической безопасности государства.

Однако законопроект следует доработать в связи с тем, что компании могут представить заведомо ложные сведения, которые будет затруднительно проверить.

Но предложенные законопроект нельзя назвать проработанным до конца, считает партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. Даже если законодательно налогоплательщика обяжут раскрыть всех конечных бенефициаров, проверить это со стопроцентной вероятностью будет трудно. Иначе бы эта процедура не нужна была вовсе: зачем налоговикам требовать от компании информации о том, кому предназначается вся прибыль, если это можно было бы узнать через официальные властные запросы?

Проверяющие инспекторы не могут точно установить, кому принадлежит компания, и кто в ней принимает решения. Поэтому Минфин и решил прибегнуть к такой мере.

Однако выход из этой ситуации может быть найден в том случае, если оффшорные государства начнут раскрывать информацию о конечных бенефициарах компаний.

Стоит также понимать, что в российском законодательстве как такового нет понятия "бенефициар", напоминает партнер адвокатского бюро DS Law Михаил Александров. Сейчас активно обсуждается концепция "экономического собственника", но и она не доработана. Проблема с пониманием конечного владельца компании, безусловно, присутствует: де-факто информация о собственниках оффшоров закрыта и получить ее практически невозможно.

Инициатива Минфина похожа на попытку создать режим CFC - контролируемых иностранных компаний, когда доходы иностранной компании рассматриваются как доходы налогового резидента страны (в нашем случае - россиянина) если доказано, что деятельность компании де-факто контролирует резидент. Многие страны, в том числе, например, Великобритания, напротив, сделали этот режим в последнее время более мягким, так как жесткие правила привели к "переселению" бизнеса. В условиях текущего состояния защиты права собственности в РФ, уровня независимости судебной системы и практики работы правоохранителей, можно предположить, что структуры с использованием трастов/фондов/номинальных акционеров, станут более сложными и более защищенными, но бизнес вряд ли откажется от них. В современных условиях, это вопрос не налогов, а безопасности владения, уверен юрист.

Принятие законопроекта, пусть и в сыром виде, позволит бороться с уклонением от налогов, легализацией преступных доходов, финансированием терроризма, оттоком капитала и так далее, уверен председатель правового комитета Ассоциации молодых предпринимателей России Сергей Варламов. Бизнесу таким образом предоставляется легальная защита в имущественных спорах. Однако законопроект пока не учитывает тот момент, что офшорные юрисдикции не предоставляют достоверных и точных данных о бенефициарах компаний. Следовательно, поступающую информацию трудно проверить на достоверность. Минфин также не учел, что обложение двойной ставкой при условии несоблюдения определенных требований приводит к штрафу. Следовательно, возложение на налогоплательщиков обязанности платить налоги по двойной ставке без дополнительного судебного разбирательства противоречит Конституции, согласно положениям которой каждому лицу на территории России гарантируется презумпция невиновности. Той же Конституцией запрещена дискриминация, а установление налогов в зависимости от имени владельца - это и есть дискриминация. Так что законопроект может вскоре оказаться предметом спора в Конституционном суде.