Очередной шантаж

24 сентября 2013, 15:01
Фото: AP
Украина грозится законсервировать часть своей газотранспортной системы

Это будет сделано, если объем транзита российского газа в Европу снизится до 35-37 миллиардов кубометров в год, заявил РИА «Новости» зампред правления «Нафтогаза» Вадим Чупрун.

О возможности такого сценария в минувшую субботу говорил и премьер-министр страны Николай Азаров. По его словам, самой Украине хватило бы мощности газотранспортной системы в 50 миллиардов кубометров. Пропускная же способность украинской ГТС - 150 миллиардов кубометров.

Ранее ее практически полностью использовала Россия, которая поставляет в Европу сопоставимые объемы газа, но в последнее время она транспортирует значительную долю топлива другими путями. Причиной выбора в пользу обходных маршрутов стала несговорчивость соседа-транзитера, который, выторговывая выгодные для себя условия, постоянно держал в напряжении как российских, так и европейских партнеров, поскольку дело доходило даже до полной остановки прокачки газа.

Теперь Азаров предлагает России и Европе взять на себя часть расходов на содержание украинской ГТС, если они заинтересованы в том, чтобы она избежала частичной консервации.

Условия выдвигаются на фоне очередных затянувшихся переговоров Москва и Киева по снижению цены на газ, которую Украины считает несправедливой.

Подписанные в январе 2009 года в Москве контракты на поставку российского газа Украине и на транзит российского газа через ГТС Украины в Европу действуют до 2019 года. Контракт "Газпрома" и "Нафтогаза" содержит условие «бери или плати», которое распространяется на 80% объема закупки газа, предусмотренного по контракту. Исходя из годового контрактного объема на 2012 год в 52 миллиарда кубометров, Украина должна оплатить не менее 41,6 миллиарда кубометров газа.

Но сегодня к традиционно высокому градусу газовых переговоров добавляются разногласия, может быть, более принципиальные – политические. Речь идет о намерении Украины подписать соглашение об ассоциации с ЕС. России такой сценарий однозначно невыгоден, кроме того раздражает желание  усидеть на двух стульях: пользуясь преференциями ассоциации, украинцы хотят продолжать пользоваться режимом, предоставленным им как потенциальным членам Таможенного союза.