НПЗ без нефти

30 сентября 2013, 17:09
Фото: ИТАР-ТАСС
«Транснефть» отказывается от строительства отвода от ВСТО на Комсомольский НПЗ из-за заморозки тарифов правительством

Этот проект и прежде был камнем преткновения в отношениях трубопроводной монополии с «Роснефтью», чей завод теперь рискует остаться без более дешевого сырья. После принятия правительством решения о том, что в 2014 году тарифы естественных монополий не будут проиндексированы и останутся на уровне 2013года, «Транснефть» сбросила его как балласт. Транспортная компания оценила недополученный доход в 30 млрд. рублей и заявила об отказе от строительства отвода на Комсомольский НПЗ.

Правда, оно должно было вестись именно за счет повышенного тарифного дохода. Финансирование проектирования и строительства нефтепровода-отвода должно было осуществляться «Транснефтью» за счет средств долгосрочного согласованного тарифа, уплачиваемого «Роснефтью» в соответствии с отдельно заключенным соглашением.

Отказывать «Роснефти» были и другие основания: естественно, приоритет этого проекта значительно ниже, поскольку и строится-то этот нефтепровод в интересах одной лишь, пусть даже самой крупной нефтекомпании. А кроме того две госкокорпорации жестко конфликтовали из-за стоимости строительства. Настолько, что «Транснефть» в мае этого года предложила «Роснефти» самостоятельно строить отвод от Комсомольского НПЗ до нефтепровода ВСТО, если ее не устраивает оценка инвестиций, сделанная трубопроводной компанией. Все же после активной майской пиар-переклички «Роснефть», проведя скурпулезный анализ, согласилась с первоначально заявленной «Транснефтью» ценой.

Но, видимо, нефтекомпании придется по-прежнему возить сырье на свой завод по железной дороге, что сейчас обходится почти вдвое дороже. Хотя 6 сентября «Транснефть» в очередной раз предложила «Роснефти» рассмотреть возможность уменьшения транспортных расходов за счет изменения логистической схемы при отгрузке на Комсомольский НПЗ, и вместо того, чтобы забирать нефть из трубы на станции Уяр в Красноярском крае, делать это на ж/д на станции Сковородино. По ныне действующим тарифам экономия на каждую тонну для Роснефти составит 880 рублей. При годовой поставке в 6,5 млн тонн это существенные деньги. Хотя в предыдущие годы «Роснефть» не реагировала на предложения перенести отгрузку с Уяра на расположенный в иркутской области терминал Мегет. Уже тогда нефтекомпания могла бы экономить порядка 100 рублей с тонны. Но, видимо, для госкорпорации эти цифры показались незначительными. Тем более что все расходы по транспортировке в конечном итоге оплачивают потребители.

Не исключено, что у «Роснефти» могут возникнуть проблемы и с исполнением долгосрочного китайского контракта, подписанного нынешней весной.

Мораторий, введенный правительством на повышение тарифов, может привести к переносу даты исполнения другого проекта (правда, о закрытии его речи не идет): «Транснефть» предупредила о том, что сроки строительства нефтепровода-отвода от ВСТО на Китай - Сковородино - Мохэ могут быть изменены.

При этом «Транснефть» заявляет, что содержательно пересматривать инвестпрограмму не намерена, как не планирует и массового сокращения сотрудников, о чем уже заявила, например РЖД. Хотя в компании и не исключают долгосрочного падения доходов.