G20

«Двадцатка» умерит долговые аппетиты

Екатерина Шохина
5 сентября 2013, 17:19

G20 пересмотрит принципы управления госдолгом. Увлеченность нарастанием государственных долгов грозит обернуться новыми экономическим и политическим кризисами, предупреждают экономисты.

Фото: AP
G20 пересмотрит принципы управления госдолгом.

В Санкт-Петербурге открылся саммит G20. Главные темы «Большой двадцатки» – анализ состояния и перспектив мировой экономики и реализация рамочного соглашения по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста, обеспечение занятости, реформирование международной валютно-финансовой системы, реформа финансового регулирования и надзора, устойчивое развитие глобальных энергетических рынков, содействие международному развитию, укрепление многосторонней торговли, противодействие коррупции.
 
Основными результатами председательства России в G20 является активизация работы по госзаимствованиям, подведение результатов по проблеме too big to fail, а также выход на конкретные договоренности по вопросу биржевых деривативов, заявил в ходе открывшегося сегодня в Санкт-Петербурге саммита «Большой двадцатки» директор департамента международных финансовых отношений Минфина России, финансовый су-шерпа Андрей Бокарев.

«С точки зрения проблематики международной финансовой архитектуры однозначно основным является то, что "двадцатка" начала активно работать по вопросу управления государственными заимствованиями», – сказал Бокарев.

Су-шерпа также отметил, что, несмотря на то что по этому вопросу пока не удалось принять окончательные решения, прогресс очевиден. «Я думаю, мы сможем обеспечить в ближайшие год-два достаточно серьезные результаты и прогресс в этой области», – добавил Бокарев.

Тема управления госдолгом – одна из наиболее болезненных на сегодняшний день. Его безудержное наращивание может привести мир к новому кризису, считают экономисты. «Увлеченность нарастанием государственных долгов грозит обернуться кризисом госдолга и политическими рисками, – отметил накануне саммита директор Института фундаментальных междисциплинарных исследований НИУ ВШЭ Мартин Гилман. – Основные мировые кредиторы, которые не ограничивают себя в предоставлении кредитов, например Китай, должны взять на себя ответственность по мерам обеспечения госдолга. Так, должны быть созданы ограничения для предоставления займов странам с низким доходом. Должно быть четкое понимание: есть ли у страны-должника проблемы с ликвидностью, способна ли она платить по долгам или же находится на грани банкротства». По словам Гилмана, «управление необеспеченным госдолгом – самая тяжелая вещь». Страны «Большой двадцатки» должны выработать подход, который дал бы возможность отделить «зерна от плевел», обеспеченные госдолги от необеспеченных.

На фоне других стран России успешно удается сдерживать уровень внешнего долга и формировать бюджет, близкий к сбалансированному. По сравнению с госдолгом Японии (211% от ВВП), Италии (127% от ВВП) или Греции (156% от ВВП), российский госдолг выглядит незначительным. На начало второго квартала 2013 года долг органов госуправления составлял всего около 58 млрд долларов, или менее 3% от ВВП. Более того, за январь–июль профицит российского федерального бюджета к объему ВВП составил 0,6%.