«Добролет» просит посадки в Домодедово

Александр Лабыкин
14 октября 2013, 09:20

«Аэрофлот» хочет пристроить свою «новорожденную дочку»-лоукостера в Домодедово, чтобы «давить» низкими ценами на конкурентов. Но эти планы могут измениться в пользу Раменского, если начнутся переговоры о продаже Домодедово и, соответственно, сроки его модернизации затянутся на неопределенный срок

Фото: РИА Новости
«Аэрофлот» хочет пристроить свою «новорожденную дочку»-лоукостера в Домодедово, чтобы «давить» низкими ценами на конкурентов

«Аэрофлот» озабочен поиском базы для только что созданного им лоукостера «Добролет». Возможности Шереметьево, где базируется сама материнская компания, исчерпаны, а с Внуково пока  договориться не удалось. Предложения «Аэропорта  Раменское» в подмосковном Жуковском «Аэрофлот» пока отложил на второй план, хотя здесь готовы приступить к строительству необходимых ему объектов уже в следующем году и обещают успеть до планового начала полетов. Но Домодедово более интересен  «Аэрофлоту» тем, что здесь дискаунтер «Добролет» может больше откусить выручки у конкурентов. Дело осложняется периодически возникающими слухами о переговорах о возможном приобретении Домодедова структурами «Роснефти» и «Новапорта». В самом аэропорту категорически опровергают факт таких переговоров.

Раменское ждет техзадания

Заместитель генерального директора ОАО «Аэрофлот» по финансам и инвестициям Шамиль Курмашов сообщил, что компания ведет переговоры с аэропортом Домодедово о базировании самолетов созданной дочерней компании-дискаунтера «Добролет». Первоначально речь идет о восьми самолетах Boeing 737-800 NG, через пять лет их число планируется довести до 40.

«Что же касается последующих лет, мы смотрим на Раменское, - цитирует Курмашова ИТАР-ТАСС. - Если мы не достигнем приемлемых условий в существующих аэропортах, если не добьемся достаточно низких тарифов, мы перебазируемся в новый аэропорт, который сейчас строится, - сказал он, имея в виду планы по строительству аэропортовой инфраструктуры в Раменском.

Справка:

«Добролет» будет перевозить пассажиров из Москвы в восемь российских городов: в Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Самару, Махачкалу, Уфу, Калининград, Новый Уренгой. На втором году работы будет летать уже в  19 городов, на третьем - в 26, а в 2016 году откроет зарубежные рейсы: в Киев, Ереван и Стамбул.

«Аэрофлоту» принадлежит 100% в уставном капитале лоукостера. По расчетам главы «Аэрофлота» Виталия Савельева, за три-четыре года капитализация «Добролета» вырастет до 1,2–1,4 млрд долларов. В то время как капитализация самого «Аэрофлота» сейчас около 2 млрд долларов. Инвестиции в проект составят за два года 100 млн долларов. Причем, по словам Савельева, за это время «Добролет» выйдет на самоокупаемость.

В год запуска парк лоукостера составит восемь самолетов. Первый из них «Аэрофлот» уже получил в лизинг у дочерней компании Ростеха "Авиакапитал Сервис". На пятый год полетов в парке "Добролета" будет уже 40 таких самолетов. Парк авиакомпании будет пополняться исключительно за счет новых машин.

Именно Раменское рассматривается Минтрансом в будущем как основная площадка для лоукостеров. Но это скорее было предложено, в том числе для того, чтобы разгрузить столичные аэропорты.

«Вообще есть разные лоукост-модели, и не обязательно, чтобы они базировались в аэропортах второго эшелона, - пояснил «Эксперт –Online» советник главы «Росавиации» Сергей Извольский. - Тот же лоукостер Ezy-Jet летает из Внуково в Лондон и при этом удерживает низкие цены, имея парк из двухсот самолетов. Та же модель у него и в других странах. И ничего, за год перевез уже 70 млн человек. Тем более сложно у нас с аэропортами второго эшелона. В их модернизацию надо вкладывать десятки миллиардов рублей – от строительства рулежных дорожек, взлетно-посадочных  полос до терминалов. Планы такие есть, но думаю, это дело далекого будущего».

Под вопросом стоит и удобство для пассажиров. Хотя территориально Домодедово не намного дальше Раменского, транспорт в Жуковский ходит намного меньше.

«Непонятно, почему именно Ермолино и Раменское выбрали в качестве дополнительных аэропортов для лоукоста, ведь их главный минус состоит в том, что они удалены от Москвы – Раменское находится примерно в 40 км к юго-востоку, а Ермолино и вовсе находится в Калужской области, - говорит Иван Андриевский, первый вице-президент Российского союза инженеров. -  То есть людям, которые соберутся воспользоваться этими аэропортами, придется достаточно долго добираться до них. До Раменского – 2 часа, хотя и дешевле, чем на аэроэкспрессе».

Впрочем, в самом Раменском больших проблем с транспортом не видят: новую автодорогу к Жуковскому вскоре достроят, железнодорожная ветка есть, а автомобильный общественный транспорт – это дополнительные возможности для малого бизнеса. Что касается строительства объектов аэропортовой инфраструктуры, то и здесь препятствий не предвидится:

«Мы предложили представителям «Аэрофлота» свою площадку для базирования и  у попросили подготовить техническое задание на объем необходимой инфраструктуры , - сообщил «Эксперт Online» Владимир Борисов, исполнительный директор  ОАО «Аэропорт Раменское». – Мы в состоянии в следующем году построить бюджетный терминал для лоукостера. Возможностей аэропорта по размещению самолетов достаточно , чтобы обеспечить работу  этого лоукостера и других, если они появятся. В настоящее время мы работаем над схемой генплана аэропорта, который будет закончен к концу года и на основе его будет сформировано техническое задние для инвесторов, в том числе, надеемся, с учетом пожеланий «Аэрофлота». Есть инвесторы, проявляющие интерес к нашей площадке. Но говорить о конкретных компаниях преждевременно».

Поближе к конкурентам

Почему «Аэрофлот» интересуется именно Домодедово, вполне понятно. Основной флот Компании базируется в Шереметьево, где ему уже порядком тесно. И хотя Шереметьево тоже строит дополнительную взлетно-посадочную полосу и расширяет терминал, «Аэрофлот» планировал перевести часть самолетов на базу Внуково, где в последнее время растет присутствие конкурентов «ЮтЭйр» и «Трансаэро».

«Но договориться в последний момент о частичной передислокации во Внуково не удалось по разным причинам, - говорит Олег Пантелеев, главный редактор «Авиапорт». – И теперь понятно, что в переделах московского авиаузла выбор пал только на Домодедово. Вполне логичная стратегия: лоукостер должен быть ближе к конкурентам, чтобы прилетевшие в аэропорт пассажиры могли выбрать сразу дешевые билеты «Добролета»».

И здесь «Аэрофлот» сталкивается с другой проблемой. Эксперты считают, что Дмитрий Каменщик, которого называют владельцем Домодедова, может приостановить свои планы по модернизации терминала, если начнутся переговоры, о которых последнее время упорно сообщают СМИ и факт которых опровергают в самом аэропорту. Речь идет якобы о желании «Роснефти» и холдинга «Новапорт» купить Домодедово. Эксперты подтверждали СМИ, что глава «Роснефти» Игорь Сечин и его советник, руководитель «Новапорта» (владеет терминалами нескольких российских аэропортов) Роман Троценко, предлагали Каменщику 4,5-4,7 млрд долларов.  Однако в самих компаниях это не подтверждали.

Справка:

Домодедово - единственный частный аэропорт в столичном авиаузле, на его долю приходится почти 50% пассажиропотока. Чистая прибыль Domodedovo Fuel Services в 2012 году составила 620 млн рублей, годом ранее - 531 млн рублей. По данным финансового отчета Domodedovo Fuel Services, компания не выплачивала дивиденды за 2012 год. По итогам 2011 года акционеру было начислено более 2,5 млрд рублей. Учредителем компании является FML Lmd, зарегистрированная на Кипре.

«Безусловно, Домодедово будет проблематично «переварить» дополнительно девять миллионов пассажиров в год – оборот, который планирует достигнуть лоукостер, - продолжает Олег Пантелеев. -  В условиях жесткого давления со стороны госкомпаний и косвенного давления самого государства, думаю, владелец аэропорта приостановит планы по модернизации. Следовательно, если сделка не произойдет или, как ранее, разговоры о ней затянутся на долгое время, то Каменщик может еще долго не начинать инвестпрограмму».

Ранее Дмитрий Каменщик сообщал о намерениях вложить в ближайшие 10 лет до 1,5-2 миллиардов долларов в модернизацию инфраструктуры. Впрочем, нынешнему владельцу или новым собственникам это все равно придется сделать рано или поздно из-за перегруженности аэропорта.  По итогам сентября 2013 года пассажиропоток Московского аэропорта Домодедово увеличился на 10,6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 3,18 млн. человек. Количество рейсов увеличилось на 4,0%  и составило 24,7 тыс. взлетно-посадочных операций. То есть даже дополнительно миллион пассажиров «Добролета»  на первом этапе – это уже существенная нагрузка на аэропорт, терминал которого уже сейчас считается перегруженным.

Придется соглашаться?

В случае успешного завершения сделки с Каменщиком, структура «Роснефти» обзаведется еще одним топливо-заправочным комплексом, которых у нее в Москве уже два – в Шереметьево и Внуково. И в этом случае «дочка» аэрофлота теоретически может получить дополнительное конкурентное преимущество:

«Если Сечин договорится о покупке ТЗК Домодедово, то думаю, скидки «Добролету» на топливо будут обеспечены, хотя, может и не прямым образом, - считает Александр Разуваев, директор аналитического департамента компании «Альпари». - Потому что «Добролет» - это государева воля, желание сделать авиарейсы для бедных любой ценой. Опыт разорения прежних лоукостеров показывает, что в России этот бизнес прибыльным вряд ли может быть. Исключать этого нельзя, но опять же без серьезных скидок прежде всего на топливо, которое в структуре авиатарифа занимает большую часть, «Аэрофлот» со своей соцнагрузкой вряд ли справится. Так что в желании Роснефти купить ТЗК аэропорта добавляется еще один мотив».

Олег Пантелеев не согласен с тем, что «Добролет» получит преимущественное положение перед конкурентами материнской компании, поскольку «Аэрофлот» будет централизованно закупать топливо, как и прежде. А сама «Роснефть» вряд ли захочет ссориться с ФАС из-за предоставления явных преференций «дочке» госкомпании, к тому же нефтяники все же заинтересованы в том, чтобы продавать больше топлива.

Михаил Александров, руководитель международной практики юридического бюро «DS Law» считает, что сам факт возможного размещения новой авиакомпании в аэропорту может потенциально увеличить его капитализацию:

«Безусловно, приход нового авиаперевозчика увеличит капитализацию компании. Другое дело, непонятно, кто сумеет получить для себя преимущество – Каменщик или «Роснефть», - говорит эксперт..

 Впрочем, до сих пор не известно, хочет ли Каменщик вообще продавать аэропорт. В самой компании наличие такого решения отрицают, а сами переговоры не комментируют, в том числе с «Аэрофлотом». Перегруженность терминала и парковок, скорей всего, могла стать причиной завышенных тарифов для новичка «Добролета». По всей видимости, если станет ясно, что переговоры о продаже Домодедово перейдут в «хроническую фазу» и затянутся на полгода и более, «Аэрофлоту» придется согласиться с предложением «Аэропорта Раменское».

Справка:

По итогам первого полугодия 2013 года операционная прибыль Группы Аэрофлот увеличилась на 70% по МСФО и составила 167 млн. долларов США. Выручка Группы Аэрофлот по итогам первых шести месяцев 2013 года увеличилась на 14% и составила 4 132,6 млн. долларов. Выручка от перевозок увеличилась на 16% и составила 3 664,7 млн. долларов. Чистая прибыль за тот же период - 1,5 млн долларов, за аналогичный период прошлого года — 7,1 млн. долларов США. Основное влияние на полученный результат по чистой прибыли Группы за 6 месяцев 2013 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, оказала не денежная переоценка обязательств по финансовому лизингу, выраженных в иностранной валюте.