Российские СРО: качество против количества

Москва, 14.10.2013

Фото пресс-службы

Саморегулируемые организации в погоне за количеством партнеров и размерами компенсационных фондов  все чаще забывают о своей ключевой функции повышения качества деятельности компаний. 

Феномен саморегулирования в России относительно молодой. Те объединения компаний-партнеров по отрасли, которые присутствовали на рынке еще в начала 90-х, современные СРО напоминают весьма отдаленно: регулирование, по сути, осуществляло государство. Официально же закон «О саморегулируемых организациях» был принят и вступил в силу только в начале 2007. И если в общемировой практике (Европа, США) вступление в СРО является делом добровольным, то в России это правило работает не для всех: строительные и проектные организации, а также инженерно-изыскательные фирмы вступать в СРО обязаны по закону. Именно поэтому больше всего споров о целесообразности и эффективности системы СРО сосредоточено вокруг этих сегментов рынка.

Что касается строительства (впрочем, как и проектных организаций, и инженерно-изыскательных компаний), саморегулирование, пришедшее на смену строительным лицензиям в январе 2009 года, по задумке государства было призвано повысить уровень контроля и ответственности строительных организаций: за качество работы каждого партнёра теперь должны отвечать коллективно: немаловажно, что и в  финансовом плане – тоже. По сути, регулирование рынка из рук государства полностью перешло к самим участникам рынка.

И так как вступление в СРО в соответствии с Градостроительным кодексом – требование обязательное, как для крупных организаций, так и для индивидуальных предпринимателей, благодаря этому на рынке за неполные четыре года недобросовестных компаний стало меньше. Так, по крайней мере, считают сторонники системы СРО.

А вот противников саморегулирования смущает абсолютная разнородность компаний-партнёров, собранных в одной организации. Другими словами, отсутствие профильности. Кроме этого, в некоторых СРО количество партнёров превышает возможности организации по осуществлению контроля за деятельностью своих членов. 

В обоих случаях ситуация парадоксальная: главный смысл СРО, изначально заложенный в них государством теряется -  качество работ не улучшается, а падает.

Если предположить, что в одной СРО состоит, к примеру, около 1000 компаний разного профиля – то в штате СРО должно быть такое количество специалистов, чтобы можно было проверить каждую компанию отраслевым специалистом как минимум один раз в год.

В некоторых СРО компаний-участников насчитывается более 7 тысяч.  Провести тщательную проверку их деятельности за год, тем более, если они работают во всех регионах страны, – задача невыполнимая. На выходе – формальные проверки документации, которые, в свою очередь, могут привести к убыткам самих партнеров: ущерб от некачественно проведенных работ погашается из общего компенсационного фонда. Вот и ответ.

Решение проблемы потери качества – отказ от погони за количеством компаний-партнеров,  в создании профильных и не очень многочисленных по составу СРО. Сейчас на рынке таких организаций немного, но основные компании-игроки чаще всего состоят именно там. Логика у них простая: чем меньше партнеров, тем тщательнее они обслуживаются. Риск потерять свои деньги из-за чужой недобросовестности тоже заметно ниже.

Самый яркий пример из коммунальной отрасли. Такие маститые компании как МОЭК (Московская объединенная энергетическая  компания),  Мосводоканал, которые снабжают теплом и водой потребителей одного из крупнейших городов мира, состоят в небольших, но профильных СРО «МАП»,  «МСК» и «КЭ». Организации объединяют компании, которые специализируются на энергоаудите, проектировании и строительстве объектов коммунальной инфраструктуры. За счет сравнительно небольшого количества компаний-участников у данных СРО есть возможность не только качественно проводить проверки и выдавать допуски на выполнение работ, но и создавать условия партнерам для ведения бизнеса на современном уровне. Для этого, конечно, мало просто соответствовать требованиям законодательства к СРО, но важно создавать условия, при которых члены СРО не только будут соблюдать формальные требования, но и повышать эти требования, а еще лучше ставить условия, когда по-другому сделать просто нельзя.

Исследование этой проблематики показало, что единственными в применении комплексного подхода к решению данного вопроса можно назвать те же самые профильные СРО «МСК»,  «МАП» и «КЭ», которые вот уже третий год разрабатывают и внедряют систему качества в проектировании, в энергоаудите и строительстве объектов коммунальной инфраструктуры. 

Немаловажно, что в отличие от других СРО, эти компании, как один из элементов системы качества, создали и используют в своей работе для осуществления контроля собственную диагностическую лабораторию, результаты которой используют не только сами СРО, но и их члены при сдаче работ своим заказчикам, что, конечно сказывается и на качестве работ, при удешевлении, вызванным оптимизацией процессов. 

Помимо этого разработаны отраслевые стандарты, учебные программы с профильным уклоном, которые преподают в собственном учебном центре, действует лаборатория по аттестации рабочих мест, оказывается  правовая поддержка. Кроме того, для разрешения разногласий, СРО созданы условия, при которых споры могут рассматриваться в независимом Третейском суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, в составе которого есть профильные специалисты – представители данных СРО, что обеспечивает принятие квалифицированных решений в короткие сроки. И это все элементы системы качества, которую успешно реализует СРО.

Конечно, путь, по которому идти, СРО выбирают самостоятельно: заниматься формальной работой по выдаче допусков и копить компенсационные фонды, а вместе с ними и риски или все же развивать отрасль и создавать условия повышения качества и обеспечения надежности строительных объектов. Хотелось бы верить, что все СРО выберут второй путь развития и возьмут на вооружение опыт, который уже имеет положительный результат.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. Вирус бедности: что предстоит лечить правительству
    Нынешний кризис от предыдущих отличается тем, что источники шоков — не экономические. Ключевую роль в нынешней ситуации, в отличие от того, что происходило в 2008 или 2014 году, играет социальная составляющая
  2. Чудеса устойчивости
    Ситуация на финансовых рынках мира постепенно стабилизировалась. Мировые индексы оттолкнулись от дна и начали восстанавливаться, хотя волатильность остается высокой, и рост сменяется падением. Тем не менее, никаких признаков паники уже нет, и особенно на этом фоне относительной стабильностью выделяется российский рынок
  3. Россию переводят на ручное управление
    Кризисная ситуация, спровоцированная пандемией коронавируса, требует перехода к прямому госуправлению. Соответствующие полномочия Правительство России получило. Совет Федерации на внеочередном заседании принял пакет законов по экстренным мерам, необходимым для борьбы с последствиями распространения коронавируса. Документы отправляются на подпись президенту РФ и вступят в силу с момента опубликования
Реклама