Сирийские боевики захватили в плен еще одного заложника, который, возможно, является гражданином России. В интернете появилось видеообращение, в котором бородатый мужчина, назвавший себя российским инженером Сергеем Николаевичем Горбуновым, зачитывает текст c требованиями террористов. В обмен на освобождение россиянина через Международный комитет Красного Креста бандиты хотят добиться выдачи подданного Саудовской Аравии Халеда Мухаммеда Сулеймана, который содержится в тюрьме в городе Хама. Если власти Сирии и России этого не сделают, то, как говорит заложник, через пять дней его убьют. Ответственность за похищение Горбунова уже взяла на себя известная своей жестокостью сирийская группировка «Катаиб мухаджирин». Эти боевики выкладывают в интернет ролики с записями казней своих заложников. Насколько подлинна запись с российским заложником (он, кстати, говорит с заметным акцентом), пока не ясно. Данная информация, как заявили «Эксперт Online» в посольстве России в Дамаске, проверяется.
Между тем президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в разговоре с «Эксперт Online» отметил, что ситуация очень серьезная. Радикальных группировок в Сирии сотни, и любому человеку можно запросто перерезать горло:
– Можно ли в этой ситуации что-то сделать, мы не узнаем до последнего момента. В Сирии много районов, которые никому не подведомственны, кроме террористов. Это ситуация, напоминающая Гражданскую войну в России. Есть у вас человек в тылу у батьки Махно, вы еще можете что-то сделать, нет – ничего не сделаете. Если у сирийского руководства есть какие-то возможности, может быть, они проведут операцию по освобождению, если нет – остается ожидать самых худших событий, – констатирует Сатановский. – С террористами бесполезно договариваться. Они могут украсть человека для выкупа, который составляет уже не миллионы евро, а десятки миллионов. Здесь условие специфическое. И террористов совершенно не волнует, может ли Россия повлиять на ситуацию. Помните, какие условия террористы выдвигали в Беслане и «Норд-осте»? Они не имели никакого отношения к реальности. Но террористам-то какая разница? Они просто убивают людей и все. Как убили наших дипломатов в Ираке. При всем том, что мы искренне были уверены, что этого не произойдет, так как Россия голосовала против войны в Ираке. Но террористов это не останавливает. Эти бандиты ненавидят нас еще со времен войны в Афганистане. Они ведут против нас джихад. Для них любой человек из России, Европы, Америки, если он только не член джихадистского интернационала – их враг. И они его будут убивать. Поэтому у меня нет никакого оптимизма. Это только в кино бывает хеппи-энд. А это жизнь. Остается скрещивать пальцы и надеяться, что по линии силовиков удастся чего-нибудь добиться, используя наши контакты с сирийцами.
– А можно предположить, что террористы пойдут еще дальше и потребуют, к примеру, изменить позицию России в ООН по сирийскому вопросу?
– Террористы, действительно, не всегда требуют только денег и обмена людей. Иногда они заказывают питьевую воду и долю от нефтяных доходов. Но требования по смене позиции в ООН – это уже как спонсоры закажут. То есть саудовские спецслужбы и лично принц Бандар Бен Султан. Это только он может дать такое указание. А террористическим группировкам такое на ум точно не придет.