Художественный фильм «Распутин», спектакль «Думайте о нас»

1 ноября 2013, 19:45

Одиозная личность или божий человек? Одни сибирского целителя, который стал вмешиваться в политику России, ненавидели, другие – боготворили. В российский прокат выходит фильм «Распутин».

Два года назад было объявлено, что главного героя сыграет Жерар Депардье, мечтавший об этой роли лет 15.  Его партнерами по площадке стали еще одна звезда французского кино Фанни Ардан и ряд блестящих отечественных актеров – Ирина Алферова, Владимир Машков, Константин Хабенский, Ксения Раппопорт.
Снял картину российско-грузинский режиссер Ираклий Квирикадзе. В основу ленты он положил 1914-16 годы. Россия на краю гибели. «Распутин» – это попытка Квирикадзе ответить на вопросы: что в это время происходило в царской семье, в России, в либеральных кругах, в народных умах. 


Съемки в основном велись не в павильонах. Юсуповский дворец, Петропавловская крепость, Тронный зал Екатерининского дворца в Царском Селе. Последний, кстати, был «превращен» в госпиталь. А вот на родину провидца – в Сибирь съемочная группа не поехала. Глухую сибирскую деревню Покровское «доверили» Архангельскому государственному музею деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Особый интерес представляет то, что режиссер проявил внимание к мелочам, в полной мере предъявив советскую кинематографическую школу исторического кино. Реквизит для фильма собирали по крупицам – в антикварных магазинах, брали напрокат у коллекционеров. В итоге все портсигары, часы, письменные принадлежности, которые фигурируют в ленте, – подлинные вещи конца IX – начала ХХ века. В российский прокат «Распутин» выходит 7 ноября.
 
Спектакль «Думайте о нас»
РАМТ, ближайшие показы 6 декабря, 5 января 2014 года
 
Где-то, неизвестно где, невидимый и недосягаемый, но точно есть – мир, параллельный нашему. То ли плод воображения, то ли материализовавшаяся детская память. Спектакль «Думайте о нас» представляет Российский академический молодежный театр. С юмором о серьезном, просто о сложном, легко о наиважнейшем.
 
Владимир Богатырев, режиссер спектакля «Думайте о нас»
– Вот каждое утро надо просыпаться и видеть, что мир – это чудо, что это – потрясающе. Это все надо впитывать, и тогда мы больше сделаем прекрасного и принесем добро и себе, и другим. Но, к сожалению, обрастаем какими-то прагматическими целями и задачами.
 
Известный писатель Евгений Клюев создал волшебный мир – ДВОРец, несоединимый с нашей реальностью, а режиссер Владимир Богатырев перенес его на сцену. 
 
Владимир Богатырев, режиссер спектакля «Думайте о нас»
– Мир необычный, удивительный, но то, что в нем есть, заложено, это могло бы удерживаться здесь, в нашем мире, можно хотя бы верить в него или какие-то положительные или прекрасные вещи брать из него, использовать.
 
Сценическая притча, фантазия или сон наяву совсем не о детях и не для детей. О жизни взрослых серьезных людей, которая чаще всего превращается в серую обыденность, где заранее все расписано и все объяснимо. В том, другом мире не бывает виноватых или правых, главенствует случай, а не закономерность, нет расчета, корысти, зависти или обид. Все принимается на веру, без нагромождения веских аргументов. Каждый занимается чем хочет, но не мешает другим. У нас все не так, как у них, – у них все не так, как у нас. Разумность нашего мира вызывает приступы тоски и зубной боли у них. Обычная жизнь параллельного кажется полнейшим бредом представителю нашего мира.
Во Дворец практически никогда не попадают жители нашего мира. Взрослея, слишком обильно покрываются мхом обыденности и плесенью повседневности. Тяжело тащат груз принятых стереотипов, штампов, шаблонов. Проходят сквозь дворец, не видя его, задевают рояль, наступают на мантию Его величеству, не замечая этого. Но и тем, кто массово стал называть себя модным словом «креативный», – вход во Дворец заказан.
 
Владимир Богатырев, режиссер спектакля «Думайте о нас»
– Это все все-таки не то, какие-то недушевные посылы, нечеловеческие посылы, нет человеческого начала, позывов души, а это прагматизм тоже определенный.
 
Только те, кто еще не до конца растерял душевную чуткость, могут обнаружить параллельную Вселенную.
Иван Петрович – серьезный замначальника и его секретарь – юная хохотушка Мария знакомятся с Его Величеством – не то королем, не то просто хозяином, с Шутом – то ли балагуром, то ли советником, с Феями – настоящими волшебницами, но очень своеобразными. Перевернутое с ног на голову поведение, странные манеры, ежесекундные чудеса. Эту жизнь можно только принять, не задавая вопросов, не пытаясь что-то выяснить, как-то объяснить себе, прояснить. Мария это поняла, теперь ей нужно заняться собой.
 
Алексей Мишаков, исполнитель роли Шута
– Шут – он больше всего, наверное, хочет, чтобы с ней это произошло, чтобы она перестала думать, как она одета, где она работает, сколько ей лет.
 
Во Дворце нужно отыскать в себе память о детстве, о счастье первой прогулки под дождем, о сказке, рассказанной бабушкой, о прочитанной книге; вспомнить вкус шоколадного мороженого или тайком от мамы съеденного малинового варенья. Вновь, как и много лет назад, начать удивляться чудесам нашего мира, всему, что происходит вокруг, если уж не каждый день, то хоть изредка.
 
Ирина Таранник, исполнительница роли Марии
– Очень мало поводов для радости, к сожалению, сейчас бывает. И мы пропускаем какие-то вещи, которые случаются в нашей обыденной жизни, к сожалению, мы не придаем им значения, потому что просто не замечаем их, например.
 
Алексей Мишаков, исполнитель роли Шута
– Не нужно забывать, что мы, люди, можем мечтать, смеяться, плакать, а не делать из себя каких-то железных монстров, которые ничего не боятся и смотрят только боевики. Надо просто по-другому к себе относиться или просто оглянуться на то, что делаешь, и посмеяться над этим. О, я обрадовался новым джинсам! – смешно же.
 
Разумеется, создатели спектакля «Думайте о нас» не предлагают всем взрослым массово впасть в детство.
 
Алексей Мишаков, исполнитель роли Шута
– Нужно возвращаться в воспоминания детства, а не в само детство. Вспоминать о том, что когда-то мы не думали о том, о чем сейчас думаем, о чем мы сейчас переживаем. Боже, я не поехал в Турцию, а поехал в Геленджик! Ну, в пять лет ребенок разве об этом думает?
 
На бегу, впопыхах, борясь за существование, стремясь кто к деньгам, кто во власть, интригуя, просчитывая. Имея все удобства, но жалуясь на жизнь. Забыв, что в жизни есть важные вещи, пусть и не имеющие модного бренда или многозначного ценника. А ведь всего-то и нужно – иногда порадоваться теплому солнечному лучу или яркой скрепке, которую кто-то (неважно кто) придумал, чтобы было удобно всем. Остановиться, оглядеться. Вспомнить свое детство и себя в нем. Непосредственного, без груза шаблонов и комплексов. Кто знает, может тогда посчастливится быть приглашенным к жителям волшебного мира.