Выпуск картины назначен на Рождество, 25 декабря в Копенгагене. К тому, что прославленный датский режиссер с каждым следующим опусом выступает как новатор стиля, изобретая в языке кинематографа новые слова, все уже привыкли. В случае с этой лентой нам предлагается еще и оригинальный способ продвижения проекта. Вместо промоутерских интервью – фото, где у режиссера демонстративно заклеен рот, вместо трейлеров – по минутному фрагменту будущей картины в сети с кратким интригующим комментарием каждый месяц. Ах да, еще появилась батарея постеров с актерами, занятыми в фильме: снятые крупным планом лица Шарлотты Генсбур, Стеллана Скарсгарда, Умы Турман, Шайи Лабефа, Джейми Белла, Кристиана Слейтера, Уиллема Дефо и других искажены гримасой предполагаемого сексуального наслаждения. И одно групповое постановочное фото, где герои ленты застыли в двусмысленных позах, комментировать которые принялись в прессе даже профессиональные психологи. Кто-то усмотрел на фото доминирующие позиции женских образов, кто-то фаллические символы, а кто-то - мотивы очищения от скверны.
Новый фильм, как описывает его официальный пресс-релиз со слов режиссера, – «дикая и поэтичная история об эротическом жизненном пути одной женщины от рождения до 50 лет». Триер, напомню, уже два с половиной года прячется за лаконичными релизами и продюсерами компании Zentropa, не выступая на публике и не давая интервью, - с того памятного Каннского фестиваля 2011-го, где он представлял картину «Меланхолия» о конце света, и откуда был изгнан после того, как неудачно пошутил, говоря о чувствах Гитлера в бункере и о собственных немецких корнях, назвав себя «наци» . Заклеенный рот на постерах можно рассматривать как элемент самобичевания и одновременно подстраховки: режиссер молчит, дабы не навредить и без того провокационному проекту. Его продюсеры зато признались, что материала было отснято фильма на три, и еще на сериал бы хватило. Что первая монтажная версия фильма длилась семь с половиной часов. Сколько получится в итоге, пока точно не известно, не исключено, что две части часа по два или два с половиной. Длительности фильма не значится даже на официальном сайте, зато назван жанр: Digressionism, отклонение. Есть еще пара лозунгов к «Нимфоманке»: «Забудьте о любви», и «Любовь – это лишь похоть плюс немного ревности».
Будущая «Нимфоманка» родилась из давнего амбициозного замысла режиссера сделать порнофильм с женской точки зрения. Еще в 1990-х, на заре «Догмы», Триер рассчитывал выступить продюсером такого альманаха, а в качестве режиссеров привлечь исключительно женщин. Но затея так ни во что конкретное и не оформилась, и датский мастер в конце концов вернулся к ней сам. Характерно, что начиная с «Рассекая волны», в центре сюжета у Триера всегда – женщина. И чувственная, сексуальная сфера неизменно затрагивалась в его картинах, наряду с психологией и философией, шла ли речь о проблемах индивида в коллективе или о личной свободе против рабского сознания. В «Идиотах» даже имела место оргия. Но главной темой сексуальность, тем более гипертрофированная, еще не становилась. Разве что в «Антихристе», благодаря которому режиссер, по его же словам, преодолел свою депрессию, героиня Шарлотты Генсбур вела себя в сексуальном плане крайне радикально. Ведущую роль та же актриса играет и здесь.
Героиня Генсбур под имени Джо рассказывает историю от первого лица. Диагноз «нимфоманка» она поставила себе сама. Нимфоманка с греческого – «невеста страсти». Симптомы, как по энциклопедии: сильное влечение, постоянная неудовлетворенность, новые партнеры, случайные связи… «Холодным зимним вечером», - говорится в аннотации к фильму, - «старый импозантный холостяк Зелигман (Стеллн Скарсгард) находит избитую Джо на улице. Он приносит ее к себе в квартиру, залечивает ее раны и расспрашивает о жизни.» Дальше - Зелигман внимательно слушает, а Джо в восьми главах выплескивает на экран фрагменты своего бурного прошлого, полного ярких фигур и философских ассоциаций. Джо в юности в этих флэшбеках изображает тощая модель-дебютантка Стейси Мартин, внешне до странности напоминающая маму Шарлотты Генсбур, Джейн Биркин образца 1960-х.
Ларс фон Триер с самого начала признавался, что не смог бы рассказывать о сексуальной эволюции героини, не показывая непосредственно секс. И предполагал выпустить картину в двух версиях: жесткой, «горячей», с натуральными соитиями, - и облегченной, какую пропустила бы и американская цензура. К съемкам в «Нимфоманке» планировалось привлечь порноактеров, которые бы, как каскадеры в боевиках со спецэффектами, дублировали именитых исполнителей в секс-сценах.
Узнать наверняка, кто в какой сцене снимался с дублером, а кто где без, вряд ли возможно – остается верить актерам и режиссеру на слово, что рискованные (для репутации?) трюки они оставили профессионалам. По интернету, правда, ходили слухи, что исполнитель одной из ключевых ролей Шайа ЛаБеф прислал домашнее видео, где он резвится с подружкой, - Триеру в качестве пробы на роль. А официальный промо-фрагмент очередной главы с откровенной сценой с участием Шайи ЛаБефа и Стейси Мартин на полном серьезе убрали из ютьюба. Вскоре, правда, спохватились и вернули – но с предупреждающим баннером. ЛаБеф без смущения ретвитнул обнаженку, но трепетная Стейси в интервью британской прессе уверяла, что они с Шайей «не делали ничего такого сексуального» и что «порнодублеры завершили работу за нас». Если обнародование именно этого фрагмента стал со стороны Триера проверкой аудитории и распространителей видео на вшивость, тест удался. Глава с фрагментом, вызвавшим скандал, кстати, называется «Маленькая органная школа», и помимо постельных сцен, в рекламную минуту полиэкранного изображения уместились еще аллегория с диким зверем, поймавшим добычу, и органист, исполняющий Баха. Фрагмент другой главы с участием тех же персонажей Шайи Лабефа и Стейси Мартин, обнародованный ранее, выглядел куда более целомудренно. Там дело происходило в офисе. Никакой торжественности, никакого Баха, дерганная ручная камера, знакомая по «Догме». Юная героиня, по-видимому, нанималась на работу, молодой шеф представлял ей других подчиненных, после чего пара застревала в лифте. Далее минута рекламы «Нимфоманки» заканчивалась, и каждый потенциальный зритель волен додумать продолжение, как говорится, в меру испорченности. Примерно то же и в остальных роликах: ни секса, ни обнаженной натуры в кадре, лишь намеки в разговорах. Например, юная Джо и ее подружка заключают пари, кто больше соблазнит попутчиков за время поездки на поезде – ролик заканчивается открытием двери купе. Или героиня Умы Турман в сопровождении каких-то детишек, требующая от Джо показать ей кровать, «где все происходит». Кровать со смятыми простынями пуста, но мы смекаем: вероятно, жена заявилась на разборки к любовнице мужа. Характерно, что даже в таких сверхкоротких обрывках повествования автор внятен и нагляден, зачастую облегчая публике работу воображения.
Из-за выверенности и осмысленности каждого режиссерского жеста, в сочетании с обаянием иронии и креатива, легко уводящих зрителя за собой, - Ларса вон Триера часто называют провокатором и манипулятором (иногда даже и любя). Но в случае «Нимфоманки» отношение к картине будет, пожалуй, слишком зависеть от пресловутой «меры испорченности», или меры пуританства, заложенной в каждом из смотрящих. Тема неприкрытой сексуальности определенно заждалась адекватного освещения в кино, без уклонов то в застенчивую медицину, то в комедию ниже пояса. Сам Триер в одном из давних интервью, помнится, упоминал, что ему импонирует стиль маркиза де Сада, у которого сцены жесткой эротики чередуются со спокойными философствованиями. Выдержан ли фильм Ларса в таком ключе, неизвестно. Остается лишь довериться опытному автору, пусть не связанному ханжескими условностями, но по жизни верящему в семейные ценности. Возможно, Триер действительно открыл способ показать секс в кино так, чтобы не смутить даже тех, кто не любит говорить об этой стороне человеческого бытия или никогда не видел порнушки. Актеры последнее время отзывались о работе с ним восторженно, что говорят порнодублеры , мы не знаем, хорошо бы не услышали и моралистов. В конце концов, даже гибель планеты Земля в интерпретации режиссера мы уже благополучно пережили, примем и «Нимфоманку» с ее «отклонениями».