«Мелкие хитрости» запретят

Москва, 26.11.2013
В Госдуму внесен законопроект, запрещающий использование мелкого шрифта в информации для потребителей товаров и услуг

Фото: РИА Новости

Автор законопроекта о внесении поправок в закон «О защите прав потребителей» - справоросс Олег Михеев. Он предлагает в информации для потребителей не допускать «использование трудно читаемого, мелкого шрифта, равно как применение иных способов подачи информации, затрудняющих ее восприятие потребителем». Из пояснительной записки следует, что главная проблема, которая волнует депутата – написание банкирами в договорах с клиентами особых условий мелким шрифтом. Но по сути законопроект обязывает всех производителей продукции и поставщиков услуг использовать «читаемый» шрифт.

«Настоящий законопроект предлагается в целях исключения правовой неопределенности, в вопросе о том, является ли нарушением положений действующего законодательства указание в договорах условий мелким шрифтом, - пишет Олег Михеев в пояснительной записке к законопроекту. -  Особенно это актуально для договоров, связанных с банковским обслуживанием. Именно они зачастую содержат условия, на которые потребителю необходимо обратить особое внимание, но написанные мелким, практически нечитаемым шрифтом. Мелкий шрифт затрудняет восприятие, дает лишнее напряжение глазам и побуждает пропускать изучение соответствующих условий договора, что в итоге может привести к неблагоприятным последствиям».

При этом депутат приводит в пример ряд решений судов, которые соглашались с региональными отделениями Роспотребнадзора, предписывавших «Банку Уралсиб» и «Русфинанс Банку» отменить ряд условий в договорах потребительского кредитования, ущемляющих правах потребителя. Речь шла о возможности банком расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае просрочки платежа на один день и других невыгодных потребителям условиях.

«Такие поправки давно следовало внести давно и удивительно, почему никто из депутатов ранее этим не обеспокоился, - говорит  Антон Недзведский, заместитель руководителя московского отделения Союза потребителей Российской федерации. – Граждане массово обращаются в общества защиты прав потребителей на то, что банки выставили им крайне невыгодные условия, которые были написаны мелким шрифтом. Это кстати касается не только банков, но и страховщиков, и микрофинансовых организаций и других поставщиков услуг. Но оспорить эти условия в суде потом крайне трудно, это единичные случаи».   

В пояснительной записке Олег Михеев ссылается как раз на такие единичные случаи. При вынесении решений суды учитывали показания клиентов банков, которые говорили, что не смогли прочесть именно эти условия договора, поскольку они написаны мелким шрифтом. В итоге им «навязали» невыгодные услуги. Но в подавляющем большинстве случаев суды встают на сторону банкиров, полагая, что подпись под договором – свидетельство ознакомления со всеми его условиями. 

«Что касается судебной оценки вопросов введения в заблуждение относительно условий договора, то только размер шрифта не может послужить основанием для такого вывода, - пояснил «Эксперт Online» Дмитрий Шевченко, заместитель председателя правления, начальник юридического департамента «Ланта банка». - Введение в заблуждение – это психологическое состояние личности, которое доказывается целым комплексом обстоятельств и это достаточно непросто. И именно такой подход является правильным и важным, поскольку в противном случае, любое лицо, сославшись на невнимательность или рассеянность может уйти от обязательства, которое он на себя принял».

Именно это и предлагает депутат в законопроекте  -  отдельным пунктом установить в законе «О защите прав потребителей» норму, по которой в случае использования мелкого шрифта производитель или поставщик услуг «несет риск несоблюдения потребителем соответствующих условий». То есть потребитель попросту может не платить, если часть условий была написана мелким шрифтом.

 «Мне вообще кажется странным придавать юридическое значение совершенно техническим моментам, касающимся изготовления документа, - с иронией продолжает Дмитрий Шевченко.  - Если и дальше развивать эту тему, то в зависимости от психотипа личности или его психического состояния можно придумать требования, связанные не только с размером шрифта, но и например с углом его наклона, широтой или выпуклостью. Можно ввести обязанность его прочитывать вслух перед подписанием, ведь у каждого человека разная способность улавливать смысл или сосредотачиваться. На мой взгляд, это не совсем адекватная попытка повысить уровень финансовой и правовой грамотности населения, то есть то, на что прежде всего должен быть нацелен законопроект».

«Вокруг этих хитростей с мелким шрифтом регулярно поднимается шумиха, но она в итоге сводится на нет, - говорит президент НП «Гильдия маркетологов» Игорь Березин. – Тем же банкирам Центробанк не раз давал предписания и разъяснительные письма, но  итоге все равно они делают по-своему. А некоторые микрофинансовые организации подсовывают бабулькам нечитаемые договоры, с тысячными процентами по займам».

Однако изменения могут коснуться далеко не только банкиров и страховщиков. Оговорку о «читаемости шрифта» предлагается внести в статьи закона «О защите прав потребителей», обязывающих производителей товаров указывать сведения о свойствах и составе продукции, производителе, месте производства, номерах лицензии и многое другое. Больше всего обязательств у производителей пищевой продукции.

«С одной стороны, размер шрифта надо регламентировать, особенно для пищевых продуктов, - говорит заведующий кафедры прикладных социальных исследований Института маркетинга НИУ ВШЭ Александр Демидов. – С другой стороны, вся необходимая по закону информация не на всякой упаковке поместится в случае укрупнения шрифта. А увеличение ради этого упаковки или приклеивание к ней отдельного информационного листа приведет к удорожанию и непрезентабельности продукции».

Проблема также в том, что законопроект никак не определяет понятие мелкого шрифта. Очевидно, что для людей с разным зрением это понятие индивидуально. В законодательстве на этот счет есть только СанПиН 1.2.1253-03 «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых». Он устанавливает допустимые размеры шрифта для разных видов текстов – литературно-художественных, научных, производственно-технических и прочих. К каким видам относить договоры об оказании услуг или информацию на упаковке, не совсем ясно.
«Думаю, это не проблема, - считает Антон Незведский. – Нередко после принятия изменений в законы быстро вносятся и дополнения и уточнения в различные технические регламенты. Размер шрифта могут установить отдельный для разного вида продукции и отдельный – для договоров оказания услуг».

«Не исключено, что соответствующие изменения в СанПиНе могут просто забыть, как это нередко бывает, - говорит Игорь Березин. – Тогда необходимые по сути поправки в закон приведут к абсурду. От производителей могут в одночасье потребовать выполнение драконовских условий и у госорганов появится больше поводов их «кошмарить». 

У партнеров




    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов

    Тяжелая нефть ТРИЗов и битумов

    В России заканчивается доступная нефть: по данным Минприроды, ее добыча неуклонно падает, а доля месторождений с трудноизвлекаемыми запасами превысила 60%. Российские компании начали «гонку вооружений» и вкладывают миллиарды в новые технологии
    Новости партнеров

    Tоп

    1. В новом правительстве полностью заменен «цифровой блок»
      К руководству отраслью пришли люди с опытом реализации проектов
    2. Остановившуюся недвижимость попытаются сдвинуть с места
      Выполнение нацпроекта в секторе строительство жилой недвижимости в 2019 году существенно не дотянуло до целевого показателя. У тенденции спада есть труднопреодолимые объективные причины. Но в новом году строительству помогут действия правительства, материнский капитал, а еще могут помочь некоторые приемлемые статистические ухищрения и новые финансовые инструменты
    3. Система оплаты труда в социальной сфере будет пересмотрена
      Президент пообещал переход на отраслевую оплату труда в социальной сфере, в медицине этот процесс уже начался. Речь идет о повышении окладов без потери дополнительных выплат, которые сегодня могут составлять львиную долю заработка
    Реклама