Штраф для коммунальщиков

27 ноября 2013, 08:25

Общественная палата рекомендовала внести в законопроект об увеличении штрафов для должников и пункт об ответственности ресурсоснабжающих организаций за неправильное начисление платежей. Об этом сегодня пишет газета «Известия». По мнению правозащитников, сумма штрафа должна составлять 1/170 ставки рефинансирования, или 17% годовых.

Как сообщил изданию Александр Козлов, эксперт Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике, жильцы нередко получают неправильные счета, значительно превосходящие реальные объемы использованных коммунальных услуг. «Ответственность ресурсоснабжающих организаций почти нигде не прописана. В КоАПе есть статья "Обман потребителей", но ее в этом случае трудно применить, поскольку сложно доказать, что завышенные счета были выписаны сознательно, а не по рассеянности», – рассказал эксперт.

Согласно законопроекту, подготовленному Минэнерго, пени с населения за просрочку оплаты счетов за электричество и тепло должны увеличиться в два раза и составить 1/170 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа. Это соответствует 17,7% годовых.

Для потребителей это является существенным ужесточением. Ведь сейчас пени составляют 1/360 от ставки рефинансирования, или около 9% годовых. По мнению чиновников, поскольку это значительно ниже ставки кредитов для потребителей (от 15%), многие состоятельные жильцы предпочитают задерживать платежи, чтобы фактически получить кредит на льготных условиях.

Между тем Александр Бударин, советник гендиректора Фонда содействия реформированию ЖКХ, сомневается в целесообразности увеличения штрафов и ужесточения ответственности потребителей. «Если увеличить пени для поставщиков коммунальных услуг, то они сами будут провоцировать просрочку платежей. Например, поздно отправлять квитанции, – считает он. – Что касается ответственности самих ресурсоснабжающих организаций, то уже сейчас существуют все механизмы. Если имела место простая ошибка, то деньги возвращаются жильцам. Если же речь идет о сознательном вводе потребителей в заблуждение, то это уже предмет для уголовного разбирательства. Нельзя штрафовать компании за случайные ошибки сотрудников», – считает эксперт.