Министерство национального развития

Москва, 05.11.2013
В связи с созданием нового министерства строительства и ЖКХ, которое возглавил бывший губернатор Ивановской области Михаил Мень, активно обсуждается вопрос о сферах ответственности самого Министерства регионального развития, из ведения которого были выведены вопросы, доставшиеся новому министерству. Наиболее существенной из оставшихся в Министерстве регионального развития сфер в контексте последних событий становится национальный вопрос и проблематика межнациональных и межрелигиозных отношений.

Фото: президент.рф

В СМИ появилась информация о том, что этот блок и станет основным в министерстве. Если данная информация подтвердится, то станет возможным говорить о фактическом возрождении ликвидированного в 2001 году Министерства по делам национальностей. Следует отметить, что в правительстве, помимо соответствующего подразделения Минрегиона, существует межведомственная комиссия по межнациональным отношениям при вице-премьере Дмитрии Козаке – правительственном кураторе Минрегиона.


По мнению президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, не следует недооценивать такие сохранившиеся в ведении Минрегиона полномочия, как вопросы развития регионов и местного самоуправления, а также вопросы разграничения полномочий между уровнями власти.


- На фоне ЖКХ и строительства все остальное в министерстве казалось периферийным. Возникали и чисто аппаратные конфликты: руководители агентств явочным порядком оказывались влиятельнее самого министра, которому они номинально подчинялись. Теперь, судя по происходящим событиям, Минрегион действительно сосредоточится на национальной тематике. При этом важно не забыть все, что связано с территориальным развитием и местным самоуправлением, - считает эксперт. - Это сверхважная тема. Например, существует много разных региональных и отраслевых стратегий, которые никак друг с другом не скоординированы. На местное самоуправление навешано много функций, но у него зачастую нет налоговой базы для реализации этих функций. Решение этих проблем требует серьёзной концентрации усилий со стороны Минрегиона.


Глава Союза чеченской молодежи Рустам Тапаев уверен в необходимости повышения аппаратного статуса государственной структуры, занимающейся национальными вопросами.
- В многонациональной федеративной стране обязательно должна быть государственная структура, которая занималась бы национальными вопросами. Будет ли она в ранге министерства или профильного агентства – второй вопрос, но оно необходимо. Совещательные органы ничего не решают – решения не принимаются, а ситуация пущена на самотек, - считает он. - Но ведомство не должно превращаться в бюрократическую структуру, в которой каждый вопрос будет разбираться месяцами, и месяцами её сотрудники будут перекидывать друг другу различные письма и бумаги.


При этом существует угроза перевода деятельности потенциального «министерства национальностей» из плоскости реальной деятельности в имитационную. По мнению Михаила Ремизова, нужна первоначально правильная постановка стратегии.


- Если государство будет руководствоваться неправильной стратегией, то если вложить в её реализацию ещё большие организационные и финансовые ресурсы - будет не лучше, а хуже, - считает эксперт. - Первая опасность – структура может стать площадкой для лоббизма элит этнических республик и никого в действительности не представляющих диаспоральных структур. В этом случае государство получит только иллюзию контроля за ситуацией. Вторая опасность – концентрация на формальных целевых ориентирах, например, на данных социологических опросов, оценивающих количество толерантных или нетолерантных высказываний, не отражающих реального положения дел, или же на проведении показательных этнокультурных мероприятий, не решающих системных проблем – нелегальной миграции, этнической преступности, социального неравенства, низкого качества институтов.
По мнению Михаила Ремизова, оптимальным вариантом для гипотетического «министерства национальностей» была бы работа в качестве аналитико-технологического штаба для вышестоящей межведомственной структуры, курирующей вопросы межнациональных и межрелигиозных отношений.
Рустам Тапаев полагает, что для оценки деятельности как обновленного «национального» подразделения Минрегиона, так и региональных властей, мог бы стать региональный рейтинг, учитывающий степень угроз межнациональных и межрелигиозных конфликтов.


- Критерий эффективности может быть только один: количество национальных конфликтов, жалоб людей, оценка общей ситуации по мониторингу интернета и СМИ. Я думаю, можно сделать своеобразный рейтинг по каждому региону, который включал бы оценку ситуации в области межнациональных и межрелигиозных отношений. На основании этого рейтинга можно было бы делать выводы о работе как региональных администраций, так и Министерства регионального развития, - считает общественный деятель. – Решение об ответственности глав регионов за межнациональные конфликты было правильным. И министерство, и регионы должны быть непосредственно заинтересованы в улучшении ситуации.
По мнению Рустама Тапаева, для достижения успешных результатов своей деятельности обновленный Минрегион должен иметь финансовые и административные рычаги влияния на региональную власть.


- Основной костяк этого министерства должны составить люди, профессионально занимающиеся национальными вопросами, они должны контактировать с обществом, со всеми общинами и диаспорами, которые смогут непосредственно доносить информацию о сложившейся ситуации и свою позицию до органов власти. Нужен прямой контакт общества и власти, - убежден Рустам Тапаев. – Проблема предыдущего министерства по делам национальностей в том, что оно превратилась в замкнувшуюся на себе забюрократизированную структуру.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Ситуация с китайским коронавирусом становится все тревожнее
      Несмотря на меры предосторожности, принимаемые во многих странах, новая болезнь, которая появилась в Китае, расползается по планете.
    2. В США начинается процесс отрешения от власти Дональда Трампа
      Шансов на победу у сторонников импичмента почти нет.
    3. Дмитрий Медведев рассказал о решенных и нерешенных задачах за время своей работы
      Бывший российский премьер заявил, что он в целом доволен тем, как работал кабинет министров почти восемь лет, хотя и признает, что «были и нерешенные задачи»
    Реклама