Не по Мурси одежка

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
5 ноября 2013, 11:17

Законно избранный президент Египта Мохаммед Мурси сорвал суд над самим собой. Но тем самым он лишь оттянул неизбежное – Братья-Мусульмане уже не способны ни устроить контрпереворот, ни получить поддержку извне.

Фото: AP
Законно избранный президент Египта Мохаммед Мурси сорвал суд над самим собой

4 ноября в Египте начался суд над первым легитимно избранным президентом страны. Мохаммеда Мурси, который с самого момента переворота был заключен на одной из военных баз, привезли в суд в здание полицейской академии на вертолете. Президента и 14 высокопоставленных членов организации «Братья-Мусульмане» (которых доставили на суд на бронемашинах) обвиняют в организации прошлогодних убийств митингующих возле президентского дворца, когда погибло как минимум 10 демонстрантов. Если обвинения подтвердятся, то резиденту и его соратникам грозит пожизненное заключение, или даже смертная казнь.

Несмотря на то, что за время после свержения Мурси военным удалось нанести ряд серьезных поражений Братьям-Мусульманам (их политическая партия была лишена аккредитации, счета арестованы) суд над президентом все равно проходил в условиях повышенных мер безопасности. Здание полицейской академии было окружено рядом кордонов, а журналистов, которым дали возможность присутствовать на суде над очередным египетским президентом, строго-настрого запретили снимать сам процесс.

Впрочем, сам процесс был не долгим – его сорвали сами обвиняемые. Все началось с того, что президент Мухаммед Мурси отказался надевать тюремную робу. Он вышел в костюме и в ответ на просьбу представиться заявил: «Я доктор Мухаммед Мурси, президент республики. Я – легитимный президент Египта. У вас нет права судить президента». Мурси также призвал «председателя суда не принимать участие в этом перевороте, освободить меня, легитимного главу государства, и дать возможность исполнять мои обязанности в качестве президента республики… Я не приемлю, что египетское правосудие стало прикрытием для преступного военного переворота и предательства и требую, чтобы судили путчистов».

Почин президента поддержали и другие обвиняемые. Они стали кричать о нелегитимности процесса, обвинять судью и совершать полуденную молитву. Судья дважды прерывал заседание, пытаясь навести хоть минимум порядка, и затем сдался. Он счел невозможным продолжать процесс, и перенес его на 8 января. Самого Мурси отправили в александрийскую тюрьму «Бурдж аль-Араб» - укрепленный комплекс в пустыне на окраине Каира, куда не так просто добраться.

Впрочем, вряд ли президенту и его сторонникам (которых, по некоторым данным, отправили в каирскую тюрьму) чем-то поможет отсрочка переговоров. «Братья» разгромлены не способны организовать контрпереворот, а на внешних друзей надежды больше нет. В Катаре – основном спонсоре «Братьев-Мусульман» - сменилась власть, и молодой эмир Тамим под нажимом местной элиты и уважаемых шейхов из Саудовсокй Аравии серьезно поумерил внешнеполитические амбиции эмирата. Нет надежды и на Соединенные Штаты, с которыми Братьям-Мусульманам удалось найти общий язык. Если раньше Мурси рассчитывал на продолжение американского давления на Египет (Вашингтон отказывался признать переворот и резко снизил уровень двустороннего сотрудничества, требуя восстановления у власти законно избранного президента), то сейчас ситуация меняется. Ряд американских политологов убеждали американскую администрацию проявить политический реализм и не отказывать в поддержке военным - единственному сегменту египетского общества, который разделяет американские цели и интересы в Египте (прежде всего, стоит за сохранение Кемп-Дэвидских соглашений). Отказ же поддержать хунту, продолжали сторонники реализма, лишь толкает крупнейшую арабскую страну в руки Саудовской Аравии, которую в свете американо-иранских переговоров уже нельзя считать союзником Вашингтона. И сейчас, вероятно, администрация Барака Обамы прислушалась к этим советам. Прибывший в Каир с визитом государственный секретарь США Джон Керри заявил, что американцы намерены и дальше продолжать сотрудничество с временными властями страны, а также поддерживать стремление египетского народа к переменам. Кроме того, по словам главы американского внешнеполитического ведомства, США и Египет по предложению последнего начнут «стратегический диалог». По словам высокопоставленного представителя администрации, которого цитируют журналисты, вопрос о суде на Мурси Джон Керри в переговорах с временным египетским президентом Адли Мансуром не поднимал.