«Жизнь Адель» с французской Мальвиной под «Золотой пальмовой ветвью»

Маргарита Аваньянц
7 ноября 2013, 14:01
Фото: кадр из фильма
Абделатиф Кешиш снял картину о любви и страсти

На Каннском фестивале – 2013 фильм Кешиша не просто наградили «Золотой пальмовой ветвью». Актрисам – исполнительницам главных ролей также выдали по «Пальме» в качестве специального приза, что произошло впервые в истории фестиваля, а саму картину объявили самым значимым фильмом начала XXI столетия. Критики, журналисты, кинозвезды и прокатчики тоже не скупились на похвалу и громкие эпитеты. После каннского триумфа ленту с нетерпением ожидали в прокате. Тем более что в Каннах режиссер показал рабочий вариант, а все лето монтировал прокатную версию. Осенью фильм вышел на национальные и международные экраны. Критики вновь заговорили высоким слогом – нетипичный подход, необычная история, поднял тему запретной любви. Последнее, кстати, совсем непонятно. Запрет на однополую любовь остался разве что в половине штатов США и в странах Персидского залива – там за это уголовное преследование. В Саудовской Аравии хуже – смертная казнь. А в остальном мире – любить можно как хочешь и кого хочешь, хоть хомячков. Нет. Хомячков все-таки не стоит, зверушек жалко.

О фильме

Абделатиф Кешиш снял картину о любви и страсти, а то, что она между двумя девушками, – так это нюансы. Затем он эти чувства помещает в действительность и сталкивает любовь с окружающими и изменой, бытом и социальными проблемами. Юная Адель (Адель Экзаркопулос) – такая, как все девушки в возрасте 15-16 лет. Немного романтики, немного практицизма, интерес ко всему в этой жизни, ожидание любви, предвкушение счастья. Если мальчик, то, конечно, старшеклассник, если первая любовь, то, разумеется, с печальным концом. Что и отличает Адель, так это наличие четкого жизненного плана – выстроить карьеру преподавателя и, главное, следование этому плану. Со старшеклассником любовь не задалась, случайное знакомство с голубоволосой девушкой Эммой (Леа Сейду) оказалось привлекательнее. Эмма – студентка-художница, любит женщин. Адель снятся сексуальные сцены с Эммой, хотя она пока не может определиться со своей ориентацией. Потом обеих захлестывают чувства, любовь переходит в физическую стадию. У Кешиша – это превосходные части фильма. Одну из постельных сцен он снимал десять дней. Но в романтические отношение влюбленных врываются быт и проза жизни. Восторженность Адель сменяется разочарованием, новизна превращается в сомнения и смятения. Остаются грусть и разочарование. Пять лет жизни Адель на то, чтобы разобраться в себе.

Из нетипичного 

Конечно, картина необычна для современного кинематографа, насыщенного спецэффектами и почти уже  непременным 3D-форматом. Плюс экшн, экшн, экшн. А у Кешиша все по-другому. Три часа внимания к деталям, к мельчайшим подробностям Жизни. Некоторое подрагивание камеры, быстрые перемещения плана с лица на лицо придают картине оттенок документальности. И тут же длинные планы, длинные диалоги, красивейшие пейзажные эпизоды, как отражение чувств и чувственности. И постельные сцены. Есть такая, которая длится чуть ли не десять минут. Секс в фильме тоже нужно уметь подать, чтобы это не стало проходной «клубничкой». Отвыкли от такого, нормального когда-то кино, вот и назвали необычным. А вот главная необычность, пожалуй, в том, что фильм снят по мотивам романа писательницы-художницы Жюли Маро. «Синий – самый теплый цвет». Графичного романа, проще говоря, комиксов. Это первый случай в европейском кинематографе. В Голливуде по комиксам уже снимали, а в Европе еще нет. По сути, этот комикс стал первым подобным успехом индустрии на поприще неголливудского кино. А вот сама Жюли Маро, даже будучи одним из авторов сценария фильма, менее тепло отнеслась к работе Кешиша, нежели каннское жюри, пресса, зрители. Во-первых, подвергла критике сцены секса, от которых все остальные пребывают в восторге. Определила их как порнографию. Натуралы-де «посмеются, поскольку не поймут и от того сочтут нелепыми, а геи-де, тоже посмеются, поскольку сочтут их неубедительными и от того опять же нелепыми». Во-вторых, назвала «Жизнь Адель» «более надрывной и откровенной историей, чем в ее романе, а режиссер срывает покровы с заветного ради обнажения социальных проблем. И иногда делает это немного искусственно».

Мейнстрим

«Жизнь Адель» типична настолько, насколько это возможно в жанре мелодрамы. Она абсолютно в пространстве мейнстрима, в наборе принятых, широко употребимых официальных культурных стандартов. Это и поспособствовало успеху фильма. Совпадение сюжета с трендами современной западноевропейской цивилизации, которая перестала пугаться особой любви и теперь всячески приветствует ее. Европейская кинополиткорректность охотно принимает работы на тему нетрадиционных отношений. А то вдруг кто-нибудь да и обвинит в нетерпимости. В 2005-м «Горбатая гора» о любви ковбоев выиграла в Венеции «Золотого льва», а фильм также назвали значимым, особенным, прорывным и встречали и провожали овациями. Так что каннские награды «Адель…», вполне возможно, не более чем очередная демонстрация всему миру полностью перестроившегося сознания в области полового равенства. Иногда даже вопреки. Особенно если вспомнить, что аккурат во время фестиваля по всей Франции проходили массовые митинги против официального признания однополых браков и усыновления гомопарами детей. А фильм Кешиша… Он все-таки в первую очередь про Любовь. Неважно, какую или между кем и кем. Главное, что Она случилась в жизни Адель и девушки с голубыми волосами.

В российском прокате призер Каннского фестиваля – 2013 кинофильм «Жизнь Адель» с 7 ноября. kinopoisk.ru