Москва стоит в пробках дольше всех

Екатерина Шохина
8 ноября 2013, 19:48

Москва оказалась лидером по дорожным пробкам в мире, свидетельствуют данные голландской компании TomTom. Пересаживать автолюбителей на общественный транспорт – основная мера, способная разгрузить дороги. Но сделать это будет нелегко.

Фото: ИТАР-ТАСС

TomTom рассчитывает свой рейтинг на основе разницы во времени, которое занимает поездка по маршруту по свободным дорогам и во время пиковых нагрузок. Статистику компания получает на основе данных с GPS-навигаторов собственного производства. Всего в рейтинг входят 169 городов на шести континентах.

В Москве в среднем поездка в час пик занимает на 65% больше времени, чем по свободным дорогам. В утренний час пик время увеличивается на 114%, а в вечерний час пик – на 133%.
По данным отчета, в год столичные водители тратят в пробках 127 часов, а в среднем продолжительность часовой поездки в обычное время увеличивается в час пик на 74 минуты. Согласно подсчетам TomTom, самым напряженным днем недели для поездок в Москве является вторник. А самым нервным днем для автомобилистов Москвы во втором квартале стало, по данным издания, 25 апреля 2013 года, когда пробки в столице били все рекорды.

В то же время, отмечают специалисты голландской компании, по сравнению с итогами 2012 года дорожная ситуация в Москве несколько улучшилась. Так, по итогам прошлого года, время поездки в час пик по столице России увеличивалось на 66%. В утренний час пик – на 106%, а в вечерний – на 138%.

Следом за Москвой в рейтинге идет Стамбул. Там время поездки в час пик в среднем увеличивается на 57%, на 81% в утренний час пик и на 127% в вечерний час пик.
Третье место в рейтинге занимает Рио-де-Жанейро. Во время часа пик время поездки в этом бразильском городе увеличивается на 50%. В утренний час пик – на 96%, в вечерний час пик – на 125%. На четвертом итальянский Палермо – 90 часов автомобильного ада в год. На пятом месте французский Марсель.
«Ситуация с пробками в Москве действительно одна из самых тяжелых в мире, – отмечает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Москвы Михаил Блинкин. В то же время он признает: – Есть города, где ситуация как минимум не лучше: Мехико, Йоханнесбург, Нью-Дели…»

Проводимые российскими специалистами исследования говорят о том, что разгрузить дороги Москвы будет очень нелегко.
Основная причина – любовь к автомобилю и нежелание пользоваться некомфортным общественным транспортом.
«Для идейных автомобилистов время поездки на автомобиле не принципиально, поскольку для них само время пользования автомобилем большая ценность, чем свободное время (работа не увлекает, отношения с людьми напрягают, возможности досуга не вдохновляют…)», – отмечает заведующий Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин. Он рекомендует чиновникам принять несколько мер, которые могут побудить москвичей отказаться от автомобиля. Во-первых, увеличить связность транспортной сети, особенно для маршрутов, удаленных от центра.
Во-вторых, повысить привлекательность наземного транспорта за счет качества услуг, в том числе скорости. В-третьих, повысить ценность свободного времени за счет увеличения качества досуга, причем не только в выходные, но и в рабочие (пиковые) дни.

В-четвертых, создать альтернативные направления вложения средств, например, рост доступности жилья стимулирует отказ от автомобиля молодых семей.
В-пятых, перенаправить транспортные потоки (альтернативные центры) и перераспределить время поездок (удаленная, внеурочная работа), что в итоге уменьшит тягость общественного транспорта.
«В нынешних условиях оптимальное решение – создание стимулирующего механизма для добровольного и осознанного отказа автомобилистов от личного транспорта», – резюмирует Беляев.