Назначенные управлять инновациями

Москва, 10.12.2013
Менеджеры по инновациям востребованы прежде всего в госкорпорациях, вынужденных работать над созданием имиджа инновационности для снижения рисков административного воздействия.

Фото: picvario.com / Russian Look

Крупные компании принято критиковать за неинновационность. Причем не только у нас, но и в инновационно развитых странах. Между тем волна принуждения к инновациям породила в России целый слой управленцев нового типа, отвечающих за инновационное развитие своих фирм. Кто они, реальные инноваторы или имитаторы, занимающиеся корпоративным и межведомственным документооборотом? Нарисовать портрет менеджера инноваций крупной российской компании – задача исследования, проведенного Институтом менеджмента инноваций НИУ ВШЭ и обсужденного сегодня в Агентстве стратегических инициатив. Оказалось, что портрет этот нельзя нарисовать одной краской.

В рамках исследования, поддержанного Российской венчурной компанией, было опрошено 55 человек из 45 компаний. По итогам опроса был составлен усредненный портрет корпоративного менеджера инноваций. Им оказался мужчина средних лет, с базовым естественно-научным или техническим образованием, имеющий доходы свыше 100 тыс. руб. (у 16% респондентов свыше 300 тыс.руб.), внимательно следящий за отраслевой и общеэкономической информацией, ведущий спортивный образ жизни. Он скорее удовлетворен своей работой и статусом в компании, хотя и признает ее недостаточно творческой, вполне амбициозен и задумывается о более высоких постах вплоть до гендиректора. Менеджер инноваций испытывает дефицит знаний и навыков, в том числе в сфере управления проектами. Он уверен, что без инноваций его фирме не обойтись, хотя далеко не всегда они являются самым важным пунктом в деятельности компании.

По мнению авторов исследования, процесс создания отдельных подразделений, занимающихся управлением инновациями, приобрел среди крупных российских компаний массовый характер.  И инновационная деятельность в них постепенно переходит от реализации разовых проектов в режим обычной корпоративной процедуры. На технологическое творчество у этих специалистов остается очень мало времени, большую часть рабочего дня они вынуждены заниматься документооборотом, совещаниями и другой организационной рутиной.

Результаты исследования весьма симптоматичны. Компании, в которых разработка новых продуктов является частью бизнес-стратегии, редко имеет в штате менеджеров по инновациям. Им нужны специалисты, решающие конкретные задачи: исследователи, руководители проектов разработки и внедрения. Менеджеры по инновациям востребованы прежде всего в госкорпорациях, вынужденных работать над созданием имиджа инновационности для снижения рисков административного воздействия. А также в компаниях, где руководство увлеклось модой на инновации, но еще не перешло к серьезной работе с ними. Поэтому рост числа менеджеров инноваций можно интерпретировать, прежде всего, как меру эффективности пропаганды инноваций, чем как следствие изменений в стратегии компаний. Что, впрочем, расходится с выводами авторов исследования, наивность подхода которых подтверждается заключительным выводом работы. Согласно ему, главное препятствие для активизации инновационной деятельности в российских компаниях - отсутствие умений и навыков разработки и внедрения инноваций. В тоже время сокращение популярности программ обучения инновациям в российских университетах в последнее время и их закрытие вызывает сомнения в этом утверждении.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вирус дал осложнения
      Коронавирус выдыхается, а негативные последствия для производителей сырья, для авиационной и автомобильной отраслей только набирают обороты. В мягком варианте потери для экономики G20 составят 140 миллиардов долларов
    2. Захотелось процент повыше
      В России появился отдельный сегмент долгового рынка — высокодоходные облигации. В этом году объем новых размещений таких бумаг может вырасти втрое. Основные покупатели — частные инвесторы, которые не всегда адекватно оценивают риски
    3. Автопром: синергетический эффект
    Реклама