Во многих странах мира созданы полноценные системы поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Россия во многом идет по этому же пути, но эффективно функционирующей системы пока еще не создано. Сдерживающим фактором развития МСП во многом является высокая доля государства в экономике (более 50%) и чрезмерная ее зависимость от нефтегазового сектора (порядка 25% в экономике и более 50% налоговых поступлений в консолидированный бюджет). Другими словами, в таких условиях теряется естественная необходимость для государства развивать малый и средний несырьевой бизнес, поэтому государству приходится искусственно создавать условия для этой прослойки предпринимательства. Однако в условиях замедления роста ВВП и неспособности высоких цен на энергоносители дальше стимулировать этот рост развитие МСП становится все более важной задачей. Эта задача также увязывается с намерением российских властей создать инновационный сектор экономики, что невозможно без эффективной системы первичной поддержки начинающих предпринимателей и вывода их на более зрелые стадии развития.
 
Опыт зарубежных стран показывает, что эффективность поддержки МСП складывается из двух составляющих – общего предпринимательского климата в стране (стимулирует население заниматься бизнесом) и конкретных мер поддержки начинающих предпринимателей. Первая составляющая в России в последние годы находится в центре внимания – заработала Национальная предпринимательская инициатива АСИ, разрабатываются «дорожные карты» улучшения инвестиционного климата по различным направлениям. Это помогает снимать сдерживающие факторы, но, к сожалению, пока не приводит к росту доли населения, готового заниматься бизнесом.
 
Если в 2010 году 8,5% студентов собирались в ближайшие три года открыть свое дело, то в 2012 году – всего 1% (данные APS Russia). Среди безработных и работающих этот показатель также снизился.
 
По данным ВЦИОМ также заметно снижение доли тех, кто намеревается в неопределенной перспективе заняться бизнесом, в 2011-2013 годах показатель сократился с 30% до 23% (в кризисном 2009 году – 25%). При ответе на вопрос о причинах, почему нет намерений заниматься бизнесом, в два раза (до 16%) выросла доля тех, кто ответил, что «нет желания». С 7% до 13% также увеличилась доля причины «административные барьеры и высокие налоги», что отчасти расшифровывает простое «снижение желания» заниматься бизнесом.
 
Мне представляется, что важным показателем будущей политики в области предпринимательства должна стать ее стабильность и последовательность. Понятные и стабильные правила игры жизненно необходимы для стимулирования предпринимательской инициативы.
 
Вторая составляющая системы поддержки МСП, то есть разработка и внедрение конкретных мер, как я уже сказал, являются второстепенными.

 tablitsa.jpg

Итак, рассмотрим зарубежный опыт. Система поддержки малого и среднего предпринимательства в других странах мира в основном сосредоточена на расширении кредитных ресурсов развития бизнеса. Проводниками мер являются коммерческие банки, фонды, микрофинансовые организации, а также другие коммерческие и некоммерческие организации различного уровня – федерального, регионального или локального. Основные институты развития, как и в России, специально создаются государством и, соответственно, регулируются отдельно от коммерческого сектора.
 
Предприятия, удовлетворяющие критериям малых и средних (численность персонала, оборот), а также предприятия из стратегически важных отраслей (чаще – инновационный сектор, производственная и социальная сфера) могут рассчитывать не только на предоставление кредита (чаще через государственные гарантии, а не через субсидирование процентной ставки). Поддержка также оказывается в форме юридических, налоговых, технических консультаций, обучения, предоставления помещений (коворкинг) а также – в виде льготных условий ведения бизнеса (налоговые льготы). В России в том или ином виде все эти меры присутствуют.
 
Функции кредитования и консультирования обычно разделены и осуществляются различными институтами развития. Кредиты могут выдаваться как коммерческими банками, так и непосредственно институтами развития или специализированными государственными фондами. При этом банкам деньги ссужаются в виде долгосрочных субординированных кредитов.
 
Как видно, в России значительная часть форм поддержки малого предпринимательства уже существует. Тем не менее значительная часть предпринимателей не осведомлена о возможностях, которые им предоставляет государство. Поэтому целесообразно создать всероссийскую консультационную сеть (ВКС), которая бы концентрировала всю информацию по всем регионам и уровням. Важно отметить, что такая сеть не будет требовать отдельного финансирования – ее идея в том, чтобы систематизировать то, что уже есть в сфере поддержки предпринимателей. В рамках ВКС необходимо разработать и запустить федеральный интернет-портал, где вся информация фигурировала бы в структурированном виде, где предприниматели могли бы получить онлайн- и при необходимости очную консультацию. ВКС должна организовывать курсы повышения квалификации потенциальных или действующих предпринимателей: сейчас такие программы существуют в различных городах и регионах, но, опять же, не все предприниматели о них знают. ВКС также должна нести функцию площадки для обмена опытом между институтами развития всех уровней, а также между предпринимателями. Примером такого ВКС на региональном уровне является фонд «Малый бизнес Москвы», выполняющий все перечисленные функции в столице.
 
На мой взгляд, единая система поддержки объектов малого и среднего предпринимательства должна выстраиваться вокруг крупнейшего российского института развития – Внешэкономбанка.
 
Считаю, что в федеральную систему также должны входить:

· кредитный банк (МСП Банк, преобразованный в институт развития);
· инвестиционный банк (необходима разработка законодательства об инвестиционных банках, о проектном финансировании с введением в российское правовое поле понятий специальных проектных компаний, залогов будущих прав и объектов, специальных банковских счетов, субординирования кредиторов и т.д.);
· фонд прямых инвестиций;
· федеральный гарантийный фонд;
· венчурный фонд (РВК, которая должна заниматься исключительно МСП);
· агентство поддержки экспорта-импорта (например, ЭКСАР);
· лизинговая компания;
· всероссийская консультационная сеть.
 
 
Для целей формализации процесса выдачи кредитов предприятиям МСП необходимо разработать и внедрить:

· стандарты кредитования малых и средних предприятий;
· процедуру рейтингования МСП;
· систему выкупа и секьюритизации кредитных обязательств МСП перед банками-партнерами;
· обязательную процедуру передачи банками всей информации о кредитах МСП в бюро кредитных историй.
 
Наконец, важно иметь возможность оценивать эффективность предоставляемых мер. Показателями оценки должны стать количество рабочих мест в сфере МСП, вклад МСП в валовый региональный продукт и объем кредитования предприятий МСП.

У партнеров




    «Киберзащите промышленности нужны глобальные решения»

    Директор департамента защиты информации и IT-инфраструктуры «Норникеля» Дмитрий Григорьев — о применении информационных технологий и коммуникаций в мирных целях

    Маркировка товаров: что делать и чего ожидать бизнесу

    с 1 июля стала обязательной маркировка табака, в декабре 2019 года добавят еще четыре товарные группы. Штраф за нарушение закона о маркировке будет достигать 300 тысяч рублей

    "Персонализация каналов продаж в ритейле"

    Компания «Той.ру» одна из первых внедрила в рознице омниканальную систему обслуживания клиентов. Учредитель сети Алиса Лобанова поясняет, чем этот опыт может быть полезен другим ритейлерам

    ММК признан одной из самых прибыльных для инвесторов металлургических компаний в мире

    Флагман отечественной металлургии вошел в топ-5 лидеров отрасли по показателю совокупной акционерной прибыли

    Продается завод металлоконструкций в Красноярском крае

    Действующее предприятие с многолетней историей - Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкрн Промышленный узел, 8) выставлен на торги.
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вашингтон занервничал: Россия готова присоединиться к системе платежей Instex
      Европа включилась в борьбу с засильем американского доллара, помочь в этом ей может Москва
    2. На фестивале Усадьба Jazz в Доброграде 27-28 июля выступит Леонид Агутин, Евгений Маргулис, Мариам Мерабова, Billy’s Band и другие!
      27-28 июля фестиваль Усадьба Jazz во второй раз пройдет в Доброграде. В прошлом году фестиваль посетили более 5000 человек, а в этом году гостей будет еще больше, ведь в музыкальной программе фестиваля только самые любимые артисты.
    3. «Шок и трепет»: финансовые власти США готовят сюрприз
    Реклама