Фото из архива автора

20 декабря патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с ежегодным докладом на епархиальном собрании Москвы. Так уж повелось, что эти доклады всегда воспринимались и духовенством, и паствой как «установочные». Еще со времен патриарха Алексия Первого.
 
С особым интересом слушатели доклада отнеслись к той его части, которая называется «Церковь и общество». Ситуация вполне закономерная. Ведь сегодня Русская православная церковь проходит важнейший этап – этап социализации – неизбежный в истории любой церкви. Синодальный период и трагические катаклизмы ХХ века задержали его, но в условиях церкви патриаршей, автономной и свободной этот процесс неизбежен.

В связи с этим патриарх Кирилл подчеркнул: «Со времен Крещения Руси и доныне Церковь имеет особое попечение о духовно-нравственном состоянии народа. И это – не дань государству за его благосклонное отношение к Церкви, вносящей свой вклад в патриотическое воспитание добропорядочных граждан. И не конъюнктурные соображения, обусловленные желанием получить некие преференции со стороны государства и обеспечить себе безбедное существование, как то мнится некоторым нашим современникам. Забота о душах людей – главная составляющая церковного служения в прошлом, настоящем и в будущем».

Здесь сказано куда больше, чем кажется на первый взгляд. Ведь кроме окормления паствы и духовного водительства Церковь сохраняет связь общества с национальной традицией.
 
К сожалению, историческая преемственность России после распада СССР все еще четко не определена. И об этом с сожалением упоминал президент Владимир Путин в своей Валдайской речи. Но так уж случилось в истории нашей страны, что российская Церковь оказалась единственным институтом дореволюционной России, который пережил советский период и сохранился до сегодняшнего дня. Церковь стала хранительницей всей национальной традиции, а не только церковной.
 
Невозможно отрицать, что православие в России давно перестало быть только религией. Как и в других европейских странах, религиозная этика в России проходит этап социализации, постепенно входит в плоть и кровь светской части общества в виде неписаных этических норм.

Мы уверенно можем говорить о справедливости, соборности, братстве и взаимопомощи как этических архетипах российского общества. И это, вне всякого сомнения, проекции православных норм. Даже в позднем СССР, несмотря на политику госатеизма, эти нормы подспудно продолжали оказывать некоторое влияние на общество и негласно использовались государством.

Церковь и государство, духовная и светская власть разъединены согласно Конституции. Но Церковь и общество не разделены и не будут разделены. Вот почему Церковь не может быть индифферентна к социальным и политическим вызовам современности. Основу для социально-политической позиции людей православных взглядов дают евангельские заповеди. В центре внимания всегда достоинство человека как образа Божьего, неустанная забота о спасении его души и поддержке его духовных и нравственных усилий в земной жизни.

Святейший патриарх подчеркнул, что «активность православных клириков и мирян в общественной сфере является органичным проявлением нашей веры». Действительно, если бы Церковь была равнодушна к социальному злу, она бы оттолкнула паству от христианства этой теплохладностью. Ибо Господь сказал: «О, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепел, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих…» Церковь не может быть теплохладной в вопросах, касающихся каждого члена нашего общества без исключения.

Об этом говорят и «Основы социальной концепции Русской православной церкви», утвержденные на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года, через десять лет после наступления в России эры религиозной свободы. Об этом мы не можем забывать.

Вот почему, по слову патриарха, «из молитв, из Таинств, из богообщения должны следовать не пассивность, не уход от трудностей времени в своего рода духовную эмиграцию, но деятельное служение благу ближних и принятие на себя ответственности за Церковь, за состояние человеческих сердец и умов, за общество в целом».
 
Например, напомнил патриарх Кирилл, в России действует Комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, возглавляемая председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиереем Всеволодом Чаплиным. Эта комиссия «специально занимается профилактикой и разрешением конфликтов на религиозной и национальной почве с участием духовных лидеров традиционных религий»

Как мы видим, Церковь не вмешивается в деятельность государственных институтов, но ее вечная задача – поддержание морального консенсуса «снизу», на уровне частных отношений между людьми, в деле воспитания молодежи.

В идеале Церковь – моральный авторитет и гарант соблюдения этических норм в частной жизни.

С другой стороны, Русская церковь – это и мощный интеллектуальный ресурс, которым сегодня располагает нация. Наша общая задача – рационально им распорядиться. А это, в свою очередь, зависит от того, насколько чутко мы реагируем на политические и моральные вызовы, которые предъявляет нам современный мир.

И это не просто фигура речи.

Слишком уж часто приходится наблюдать случаи прямой христианофобии в еще недавно христианской Европе. Это кратковременное состояние, но сейчас мы с содроганием наблюдаем запреты на ношение крестов, попытки узаконить однополые союзы и разрешить усыновление детей однополым парам, оправдать аборты, словом, нанести удар по традиционным ценностям.
 
Между тем в России «одной из важнейших задач становится сохранение чистоты детства и юношества, оздоровление нравственного климата столицы, победа над индустрией порока», напоминает патриарх.
 
Но и в России есть немало тревожных явлений. Пусть не прямое и официальное прославление порока, но дезориентация людей, навязывание им ложных потребностей, корыстолюбие финансовых и чиновничьих элит, узурпация ими критериев общих благ и пренебрежение чувством ответственности перед народом.

Впрочем, есть и положительные тенденции. Принят закон, запрещающий пропаганду содомии, принят закон о сиротстве. Последний позволил пресечь на территории России международную коррупционную практику, сложившуюся в сфере усыновления детей и в деятельности интернатов. И это произошло во многом благодаря солидарной позиции православных людей. Но до конца чиновничий произвол и коррупция в этой сфере еще не побеждены, а проблема эффективного усыновления детей внутри страны еще ждет своего решения.

К счастью, приостановлен механизм введения в российскую юридическую практику принудительного соцпатроната. Немотивированный и незаконный отъем детей у кровных семей даже в Европе по официальной европейской (в данном случае французской) статистике составляет 50% и более. А в российских условиях он был бы еще выше. И то, что угроза пока миновала, – тоже результат активности православной общественности.

Что все это значит?

Сегодня мы являемся свидетелями рождения в России православного гражданского общества, которое является частью российского гражданского общества в целом. Православность перестает быть только религиозной принадлежностью. Сегодня она означает социальную, а иногда и социально-политическую позицию.

А начался весь этот процесс с правовой защиты «Программы-200» – программы строительства храмов в столице, в которой заинтересованы миллионы москвичей. При поддержке Православного правозащитного центра было создано мирянское движение в защиту «Программы-200». Москвичам приходилось и приходится преодолевать равнодушие и косность чиновников, а иногда прямую агрессию со стороны антиклерикальных групп. Но когда люди верят в то, что их дело правое, препятствия лишь укрепляют дух.

Точно такое же единство и духовную зрелость миряне и духовенство продемонстрировали в то время, когда политические противники традиционных ценностей в России развязали антицерковную кампанию в отдельных СМИ. Это происходило до и после выборов – как результат нежелания Церкви участвовать в разжигании российского «майдана». Мы приняли удар на себя и выстояли. Неоценимую помощь тогда оказал всем нам Синодальный информационный отдел, который возглавляет известный российский журналист Владимир Легойда.

В этом году в российское законодательство введены поправки, направленные на защиту прав верующих и предотвращение разжигания религиозной и социальной розни. И для этого есть все предпосылки. Ведь не секрет, что в последнее десятилетие Россия стала мировым лидером по сокращению доли атеистов среди населения. К такому выводу приходят не только отечественные, но и иностранные социологи.

Так, например, исследователи Национального центра изучения общественного мнения при Университете Чикаго (NORC) еще несколько лет назад изложили свои выводы в докладе, текст которого опубликован на сайте NORC. За основу исследования ученые взяли данные международных социологических опросов ISSP по 30 странам за последние 10-20 лет. Например, в Чехии за десять лет атеистов стало на 18,4 процентных пункта (п.п.) больше. В России же их число уменьшилось на 11,7 п.п. Это означает, что в 1998 году атеисты составляли 18,5% населения России, а в 2008 году – только 6,8%.

По существу, мы сейчас наблюдаем в Церкви естественные и закономерные процессы, которые, например, в Польской католической церкви проходили в конце 80-х – начале 90-х годов. Сегодня огромная часть польского общества пронизана религиозностью.

Религиозное возрождение в России идет медленнее, чем могло бы идти, – однако, согласно известной пословице, «русские медленно запрягают, но быстро ездят». Конечно, надо принять во внимание и тот факт, что период советской «заморозки» Церкви в России был гораздо более долгим, чем в Восточной Европе. Сегодня Церковь встала на ноги, вернула себе историческую автономию, православная общественность набралась сил. Сегодня она участвует в решении судьбоносных для страны вопросов, когда такое решение требует проявления гражданской инициативы «снизу». И тем не менее мы только в начале пути.

«Для того чтобы наши законные требования были услышаны, – подчеркивает патриарх Кирилл, – их надо ясно выражать. Не следует ждать, пока это сделает за нас кто-то другой. Чтобы было видно, что граждан, заинтересованных в строительстве храмов, много, они должны объединяться в христианском действии. Чтобы власти прислушивались к голосу православных, надо к ним обращаться».
 
Конечно, принципиальная позиция в тех или иных вопросах рано или поздно переходит в политическую плоскость. И это не должно стать для нас неожиданностью, к этому нам нужно быть готовыми. Но при этом, заявляя о своей социальной и политической позиции, члены Церкви не могут делать участие в политических процессах условием и критерием своей церковности, мерилом праведности, как того требуют сторонники секуляризации.
 
Нельзя подменять веру «гражданским культом». Социально-политическое действие может и должно быть лишь продолжением веры и никак иначе.
 
Нам необходимо сделать так, чтобы православие облагораживало политику и направляло ее к служению народу. В то же время нам надо быть очень внимательными и следить за тем, чтобы политика не начала влиять на православное учение и искажать его.  Именно так следует понимать слова патриарха о политической активности церковного сообщества.

Ведь все мы прекрасно знаем, что ценности Церкви – внутренние. Церковь может и должна смело идти в мир и менять его к лучшему. Но не может и ни в коем случае не должна менять самое себя в угоду секулярной моде и внешним приоритетам. Это было бы капитуляцией перед миром. Это не имеет ничего общего с социальным служением, потому что Церковь и ее глава – Христос – не от мира сего. И у нас один критерий – Слово Божье. Только так можно понять слова патриарха о политической активности каждого конкретного миряна.

Отсюда неизбежно следует еще одно пожелание, высказанное святейшим патриархом Кириллом: «Нам нужны новые делатели в медиапространстве из числа клириков и прихожан, обладающие соответствующими талантами. Чтобы изменить вектор развития общества, наших усилий пока недостаточно. Мы должны стремиться к тому, чтобы самим задавать правила церковного присутствия в информационной среде, а не жить по тем, которые нам предлагает секулярное окружение».

И это пожелание уже выполняется.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Коронавирус: тревожная новость пришла из Китая
      Несколько дней назад появилась надежда на то, что коронавирус начал слабеть. Однако в конце недели в Китае произошел всплеск эпидемии.
    2. Олимпиаду в Токио могут отменить
      За недолгую историю современных Олимпиад, насчитывающую 125 лет, они отменялись только во время больших войн. Причем одна из отмененных Олимпиад должна была состояться в 1940 году в Токио, но так и не была проведена из-за Второй мировой войны и войны между Японией и Китаем.
    3. Правительству придется все перекроить
      Главным препятствием перед нацпроектами в кабмине назвали несовершенство процедуры госзакупок, на которой при этом держится все госфинансирование. Также из принятых на заседании в четверг решений видно, что не удастся обойтись без оперативного ручного управления в масштабах всей страны
    Реклама