Бизнесу добавили гарантий

Александр Лабыкин
обозреватель журнала «Эксперт»
24 января 2014, 18:44

Создание Агентства кредитных гарантий позволит увеличить инвестиционную активность малого и среднего бизнеса в разы. Но только если работа новой структуры не будет забюрократизирована.

Фото: РИА Новости

Правительство выставило на общественное обсуждение проект постановления о создании ОАО небанковской депозитно-кредитной организации (ОАО НДКО) «Агентство кредитный гарантий». Новая структура будет выдавать госгарантии малым и средним предприятиям при получении кредитов, в том числе долгосрочных, чего ранее не могли делать региональные гарантийные фонды. Средства под госгарантии будут выделены из Фонда национального благосостояния – это одна из антикризисных мер, предложенная президентом Владимиром Путиным с целью повышения темпов роста экономики. Основная задача – улучшение условий кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). При этом речь идет в основном об инвестиционных проектах в производственном секторе и снижении рисков долгосрочного кредитования МСП.

Минэкономразвития оценивает дополнительную потребность субъектов МСП в долгосрочных кредитах на инвестиционные проекты от 490 до 900 млрд рублей в год. Как отмечается в пояснительной записке к проекту постановления правительства, в последнее время банки все менее охотно кредитуют малый и средний бизнес. Низкий уровень рентабельности предприятий этого сектора в условиях высоких процентных ставок ограничивает спрос на инвестиционный кредит. Низкая ликвидность МСП является основной причиной отказов банков от выдачи долгосрочных кредитов. По данным Банка России, темпы прироста кредитования МСП замедлились в прошлом году до 15% (в 2012-м – 29%). При этом только 7-10% кредитов малым и средним предприятиям предоставляются на срок более трех лет. Поэтому есть опасения, что в 2014 году прирост кредитования МСП не превысит 12%.

«Мы связываем большие надежды с тем, что теперь банки будут более охотно кредитовать именно новые бизнесы, а не только те, с которыми они уже знакомы, – пояснил "Эксперт Online" Николай Остарков, вице-президент "Деловой России". – Это пока большая проблема. У региональных гарантийных фондов не хватало капитализации, да и полномочий для кредитования малого и среднего бизнеса. Господдержку получали в основном микропредприятия. Теперь, надеемся, расширение возможностей по выдаче госгарантий более крупным предприятиям увеличит и активность со стороны банков, а следовательно, и в целом инвестиционную активность в стране». 

Основная задача Агентства кредитных гарантий (АКГ) – предоставление контргарантий аналогичным региональным фондам для увеличения объемов поддержки малых и средних предприятий. Речь идет о случаях, когда сумма необходимой гарантии превышает возможности местных фондов. Действующие уже более пяти лет гарантийные фонды при региональных правительствах напрямую зависят от возможностей местных бюджетов, поэтому в основном дают поручительства на 1-2 млн рублей (как правило, размер гарантии составляет от 50% до 70% от объема кредита). Поэтому их основные клиенты – это микропредприятия. Теперь, во-первых, будет увеличена капитализация региональных фондов, во-вторых, если возникнет потребность, АКГ выдаст дополнительные поручительства.

«Средний по стране объем госгарантий составлял в прошлом году 4,8 млн рублей, даже столичный фонд снизил их размер с 30 до 10 млн рублей, – поделился с "Эксперт Online" Александр Карпов, заместитель председателя попечительского совета Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. – А более инвестиционно активный малый и средний бизнес оставались без этой формы господдержки. Увеличение капитализации региональных фондов поможет решить эту проблему. Скажем, региональный фонд сможет давать госгарантию на 10 млн рублей, а если требуется больше, то федеральный фонд даст уже и на 20, и на 30 млн рублей».

Общая капитализация  действующих в 80 субъектах России фондов составляет 37,9 млрд рублей. Объем предоставленных поручительств таких организаций составляет, по данным на начало года, более 109 млрд рублей, а сумма привлеченных МСП кредитов под их гарантии составила 231,5 млрд рублей за весь период деятельности фондов. Такую господдержку получили 37 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Бизнес-план АКГ на пять лет с учетом уставного капитала в сумме 30 млрд рублей предусматривает совокупный объем выданных гарантий в 217,8 млрд рублей, объем обеспеченных таким образом кредитов – в 435 млрд рублей. Общее количество гарантий составит 6900. А вместе с региональными фондами, капитализация которых будет также увеличена за счет средств АКГ, в течение пяти лет удастся выдать поручительств на 318 млрд рублей. Сумма кредитов составит 668 млрд рублей, а число получивших господдержку увеличится до 79,5 тыс. предприятий.
«Заложенная совокупная капитализация в 668 млрд рублей кредитов – это существенно, поскольку общая потребность в кредитах малого и среднего бизнеса составляет 900 млрд рублей. По сути, это означает увеличение инвестиционной активности в два раза, – продолжает Александр Карпов. – Это придаст экономике хороший импульс, тем более что Минэкономразвития устанавливает приоритет по выдаче госгарантий именно под новые бизнесы или расширение действующих».

Но некоторые эксперты видят и возможные риски для системы кредитования. АКГ станет, по сути, центральным звеном в структуре госгарантий, и все региональные фонды должны будут следовать его рекомендациям и методикам. В то время как сейчас многие из них выставляют индивидуальные условия соискателям господдержки.

«Формирование единого подхода к требованиям региональных фондов при выдаче кредитов – это, с одной стороны, будет удобнее для банков, – пояснила "Эксперт Online" Ирина Рысь, заместитель председателя правления Ланта банка. – При принятии решений о выдаче кредитов каждый раз приходится изучать региональные условия, а у некоторых они порой необоснованно жесткие. Например, в Новосибирске дают гарантии только под кредиты, выдаваемые под 13% годовых, в то время как банки готовы кредитовать лишь от 15% годовых. Некоторые вовсе выдают гарантии только на три месяца с условием дальнейшей пролонгации, и не всегда есть уверенность, что гарантии будут продлены. Это все снижает инвестактивность в таких регионах. Но есть такие, как в Красноярске, например, которые не просто дают гарантии, а еще и размещают часть средств на счетах банков, что вселяет больше уверенности. С другой стороны, есть риск, что единые требования сделают "средними по больнице": одним смягчат их жесткие условия, зато другим завысят их мягкие подходы. Не исключено и то, что согласование госгарантий с федеральным фондом забюрократизирует процедуру и увеличит сроки выдачи кредитов».

Впрочем, по словам Александра Карпова, при составлении требований и подходов в выдаче госгарантий будет взята за основу практика наиболее успешных региональных фондов – таких как в Московской, Ленинградской, Самарской, Свердловской областях, Красноярском крае и в республике Татарстан.

Бизнес-план АКГ предусматривает, что текущие расходы на его функционирование в 135-150 млн рублей в год будут обеспечены за счет части вознаграждения, взимаемого при предоставлении гарантий и контргарантий. Общая сумма вознаграждений оценивается в 1,5–3,5 млрд рублей в год.

«Проблема работы с региональными гарантийными фондами в основном в том, что они взимают плату за предоставление поручительств – от 0,1% до 3% от суммы поручительства, – сообщила "Эксперт Online" Елена Сорвина, руководитель дирекции малого и среднего бизнеса ОАО "Уральский банк реконструкции и развития". – Причем плата взимается единовременно. В итоге малые и средние предприятия отказываются от их услуг, поскольку это фактически увеличение стоимости кредита. Поэтому кредитуются в основном микропредприятия с суммой поручительства до 1 млн рублей. Наш свердловский фонд не взимает плату в случае поручительства до 1 млн рублей, а сверх этой суммы плата у него тоже минимальна. Фонд зарабатывает тем, что размещает средства на депозитах. Поэтому в случае установления единых для всех правил со стороны федерального гарантийного фонда мы опасаемся, что привлекательность условий свердловского фонда станет меньше, если его попросту обяжут взимать плату за поручительства».

Основная накопленная сумма вознаграждений, а также доходы от управления активами будут служить резервом для покрытия убытков в случае дефолта получивших госгарантии заемщиков. Вероятность потерь при дефолтах заемщиков по банковским гарантиям АКГ оценивается в 4,64-5,79%. Общая сумма резерва составит 1,8-4,7 млрд рублей в год.

«4-6% невозврата – вполне реалистичная цифра, – считает Ирина Рысь. – Мы не сталкивались вовсе с дефолтом кредитуемых под госгарантии предприятий. Но мне известно, что по Москве такие случаи были, например. В целом же от работы региональных гарантийных фондов банки ощутили положительный эффект больше, чем отрицательный: многим начинающим предприятиям это позволило встать на ноги, в итоге банки получили новых надежных клиентов, которым готовы выдавать кредиты уже на более длительный срок».

Так что в целом эксперты нет сомневаются, что положительный инвестиционный эффект от создания АКГ во многом превысит вероятные риски.

Справка:
Для дальнейшего увеличения объемов предоставления гарантий АКГ региональные гарантийные организации будут реализовывать следующие стратегические инициативы:

  1. разработка и внедрение единых стандартов и процессов управления гарантийных организаций;
  2. формирование единой информационной системы гарантийных организаций;
  3. создание системы интегрированного управления рисками, принятие политики интегрированного управления рисками и создание системы внутреннего контроля;
  4. создание системы скоринговой оценки заемщиков на основе статистических моделей кредитного анализа;
  5. разработка и вывод на рынок новых гарантийных продуктов (экспортно-импортные операции, исполнение государственных контрактов, рефинансирование банков, микрофинансирование);
  6. отнесение Банком России поручительств гарантийных организаций к I категории качества;
  7. изменение бухгалтерской учетной политики, ускоренное списание безнадежной задолженности с уменьшением налогооблагаемой прибыли;
  8. освобождение вознаграждения за предоставление гарантии от уплаты НДС, разрешение гарантийным организациям формировать резервы под потери и относить выплаты по обязательствам на расходы по основной деятельности;
  9. снижение на 25% стоимости предоставления гарантий для приоритетных (неторговых) сегментов и предоставление рассрочки.