ВСМ Москва–Казань сдвигают с мертвой точки

Москва, 30.01.2014
Главгосэкспертиза одобрила проект первого участка новой высокоскоростной магистрали, а несколько экспертных организаций подтвердили реалистичность ее инвестиционной модели. Дело осталось за правительством, от которого ждут не только выделения средств, но и преференций концессионерам.

Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Светлана Холявчук

Первый участок ВСМ Москва–Казань до города Владимира будет построен за счет средств РЖД и Фонда национального благосостояния (ФНБ). Другие три участка до Казани возведут с привлечением концессионеров, которые получат от государства субсидии, гарантии и, возможно, налоговые льготы. Так в общих чертах выглядит новая модель инвестиционного меморандума ВСМ Москва–Казань общей стоимостью 1,068 трлн рублей. ОАО «РЖД» уже направило его в правительство и после утверждения готово приступить к реализации проекта. Об этом стало известно в ходе прошедшего вчера в издательском доме «Гудок» заседания круглого стола с участием первого вице-президента ОАО «РЖД», генерального директора ОАО «Скоростные магистрали» Александра Мишарина и большого числа экспертов.
 

ВСМ разделили на участки


 
Окончательное решение по проекту должно быть принято весной. Во всяком случае, до этого времени правительство откладывало его рассмотрение в конце прошлого года, ссылаясь на непроработанность проекта, сомнения в стоимости и схемы возврата инвестиций. После этого ОАО «Скоростные магистрали» спешно приступило к исправлению ошибок в расчетах.

В результате уже появились первые позитивные сигналы. Как сообщил «Эксперт Online» один из высокопоставленных чиновников в ОАО «РЖД», от имени первого заместителя министра экономики России Андрея Клепача уже поступило письмо о том, что в целом ведомство согласно с расчетами стоимости проекта. Недавно обоснование инвестиций ВСМ Москва–Казань, проведенное институтом «Ленгипротранс» и Центром стратегических разработок, подтвердили и три независимые аудиторские организации. Это тоже вселяет в руководство РЖД надежду на скорейшее одобрение проекта правительством и утверждение президентом.
 
«ВСМ в любой стране вызывает большой общественный, деловой интерес, в том числе на высоком политическом уровне, – ответил Александр Мишарин. – Россия не исключение. С той лишь разницей, что в других странах разговоры о ВСМ быстро приводили к их строительству, а у нас этого до сих пор не произошло. Однако прошлый год стал прорывным».

Он напомнил, что в прошлом году президент принял решение о создании сети ВСМ в стране, в том числе за счет средств ФНБ. Впервые ВСМ Москва–Казань была включена в важные документы правительства: «Прогноз социально-экономической страны до 2030 года» и актуализированную «Транспортную стратегию до 2030 года».

«На "пилотный" участок Москва–Владимир уже получено заключение Главгосэкспертизы, в феврале мы его получим на другие участки дороги», – заверил Александр Мишарин.
 

Перевозчик желает гарантий



Согласно новой инвестиционной модели, при строительстве ВСМ Москва–Казань впервые в истории РЖД с советских времен будет применена концессионная схема. Напомним, что правительство уже одобрило проект закона о внесении изменений в концессионное законодательство: многие процедуры для инвесторов будут упрощены, а сами они будут получать больше госгарантий.

 

Протяженность первого участка Москва–Владимир составит 187 километров, а стоимость – 191,9 млрд рублей. Он будет построен на средства РЖД и государства. Стоимость второго–четвертого участков (Владимир–Нижний Новгород–Чебоксары–Казань) общей протяженностью 583 километра составит 685 млрд рублей. Это будут уже средства концессионеров, которые будут определены по результатам конкурса. При этом в роли концессионера может выступить и РЖД или его дочерняя компания. Предполагается, что концессионеры вложат собственных средств 43 млрд рублей, 225 млрд привлекут в качестве долгосрочных кредитов, еще 100 млрд – за счет выпуска инфраструктурных облигаций.

Дробить проект на участки понадобилось для того, чтобы вселить в инвесторов, которых на первой стадии беспокоить не планируется, большую уверенность для участия в последующих этапах.

«Схема концессии понятна инвесторам, она отработана на примере платных автодорог, – пояснил Александр Мишарин. – Надо только внести уточнения в связи с особенностью проекта, чтобы перевозчик имел тоже свои гарантии. А первый этап мы реализуем сами, поскольку концессия занимает больше времени для подготовки, проведения конкурса и т.д.».

Особенность же в том, что ОАО «РЖД» как основной перевозчик будет платить инвесторам и государству за проезд по трем участкам, построенным на условиях концессии.
 

 

Дорогие кредиты, большие налоги

 


Впрочем, некоторые эксперты сомневаются, что при нынешней фискальной и кредитной политике можно будет привлечь концессионеров к участию в эпохальном проекте. Инвестиционная модель предполагает привлечение инвесторами кредитов под 9% сроком на 20 лет, в то время как сейчас коммерческие банки кредитуют бизнес начиная от 15%. Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по вопросам собственности Валерий Селезнев уверен, что государству следует участвовать в создании ВСМ Москва–Казань не только деньгами, но и снижением налоговой и таможенной нагрузки и для потенциальных инвесторов, и для подрядчиков.
 
«Нам надо совместно с Центробанком вносить изменения в банковское законодательство, добиться, чтобы госбанки снижали ставку рефинансирования для коммерческих, а те уже более охотно кредитовали бы бизнес», – заявил депутат.

Валерий Селезнев также полагает, что пора уже принять и специальный закон по налогообложению для проекта ВСМ Москва–Казань, аналогичный тому, который был принят для возведения олимпийских объектов в Сочи.
 
«Речь идет об обнулении ставки НДС при использовании железнодорожной инфраструктуры, о том, чтобы не относить к прибыли бюджетные субсидии на проектирование, строительство и эксплуатацию этих объектов. А то сейчас ситуация патовая: средства еще не получены, а налоги с них уже надо возвращать, – говорит Валерий Селезнев. – Также надо освободить от налога на имущество объекты железнодорожной инфраструктуры в рамках этого проекта».
 
Александр Мишарин пояснил, что в данном случае речь идет не о преференциях для РЖД, а о выравнивании условий:
«У нас же обнулены ставки на имущество платных автодорог, речных причалов, другой инфраструктуры, также и здесь можно сделать равные условия».
 
По мнению Валерия Селезнева, в порядок следует привести и таможенную политику, что очень важно для подрядчиков:
«В некоторых отраслях у нас ввоз комплектующих облагается большей таможенной пошлиной, чем ввоз готовой продукции из них же. Это никак не способствует локализации производств на территории России. А нам надо, чтобы вложения в ВСМ Москва–Казань работали на российскую экономику, а не на чужую. С этим нельзя мириться, надо, чтобы зарубежные компании были заинтересованы в открытии производств в России».
 
Впрочем, эксперты сошлись во мнении, что инвесторам и подрядчикам могут оказать существенное содействие власти тех регионов, по территории которых пройдет ВСМ. У них есть механизмы и для снижения ставки налога на прибыль (региональной части), налога на имущество.

«Они могут оказывать административную поддержку, помогая сокращать сроки регистрации предприятий, содействуя снижению подключения к энергосетям и многое другое. Такой проект можно реализовать лишь при общих усилиях», – резюмировал Селезнев.
 
Если не считать фискальных рисков, то в остальном Александр Мишарин не видит больших проблем с реализацией амбициозного проекта. В частности, в Госдуме рассматривается инициированный РЖД законопроект об упрощенном изъятии земель для нужд ВСМ Москва–Казань. Предполагается, что, когда станут известны точные координаты трассы, продавать земли на этой территории можно будет только по средневзвешенной цене за последние десять лет.

«Это отобьет охоту у спекулянтов скупать сейчас земли. Обычно игроки земельного рынка сразу делают это, как только становится ясно, где пройдет магистраль», – отметил Валерий Селезнев.

Для решения этой проблемы Минтранс уже подготовил изменения в региональные документы территориального планирования. Согласно им определены свободные ныне участки, на которых запрещена продажа или долгосрочная аренда под любые не связанные с ВСМ цели, а также те, которые подлежат изъятию. Александр Мишарин добавил, что во всех заинтересованных регионах уже действуют рабочие группы, которые готовят документы на изъятие земель для государственных нужд в федеральную собственность.
 

 

Общество довольно, промышленники ждут

 
Попутным ветром служит пока РЖД и общественное мнение. Как пояснила руководитель направления бизнес-исследований ВЦИОМ Элла Борисова, 85% опрошенных жителей прилегающих к будущей ВСМ Москва–Казань городов поддерживают проект и готовы использовать скоростные экспрессы в качестве основного вида транспорта.
 
Она отметила, что на сегодняшний день показатели мобильности жителей России весьма низкие: около 47% не выезжали в другие города за последние два года.

 

«В этом смысле ожидания от ВСМ связаны с тем, что в стране появится возможность быстро и, главное, недорого перемещаться, – пояснила Элла Борисова. – Согласно исследованиям ВЦИОМ, примерно 10% респондентов ответили, что ВСМ, безусловно, поспособствует тому, что они будут чаще ездить на спортивные и культурные мероприятия, а 40% ответили "скорее, да". В итоге около 50% респондентов связывают свою мобильность с таким проектом, как ВСМ».
 
Однако она отметила, что опрошенные эксперты более сдержанны в оценках.

«Они считают проект успешным, если будут соблюдены некоторые условия. А именно: построены ответвления от основной магистрали в крупные населенные пункты, если она будет увязана с аэропортами, а лучше с хабами, а главное, если будет устойчивое финансирование», – резюмировала Элла Борисова.
 
Вице-президент Объединения производителей железнодорожной техники Сергей Палкин сообщил, что промышленникам уже давно не терпится взяться за дело. Вагоностроители и производители локомотивов, другие автотранспортные и строительные организации уже модернизировали производства, освоили новые технологии, и теперь бы самое время поскорее окупить вложения за счет столь масштабного проекта. Особенно истомились в ожидании металлурги, у которых в последний год дела обстояли неважно с экспортом.
 
«Мы даже освоили технологию, которой нет ни у кого в мире: создание 800-метрового рельса, – удивил Сергей Палкин. – Так что все у нас готово, мы ждем только уже технических параметров на рельсы, техзадание на другую продукцию».
 

 

Плюс 7 трлн к ВВП

 

 
Куда более важными в РЖД считают другие экспертные мнения, а именно заключения о степени эффективности проекта, которые сделали ЦСР и Институт имени Гайдара.

Вице-президент фонда «Центр стратегических разработок» Владимир Косой сообщил, что анализ инвестпроекта ВСМ Москва–Казань они делали по методике оценки межотраслевого баланса, которую использует Минэкономразвития при составлении долгосрочных прогнозов. А также использовали методику Всемирного банка.

В итоге, по среднему расчету экспертных организаций, совокупный прирост ВВП с 2019 по 2030 годы (предполагаемый первый период использования проекта ВСМ) составит 6,85 трлн рублей. Дополнительные налоговые поступления в бюджет составят 1,5 трлн рублей. 

«Наше исследование позволило развеять ряд мифов, которые мы учитывали перед тем, как приступить к работе, – пояснил Владимир Косой. – Первый, это что в России ВСМ невыгодны, поскольку у нас низкая плотность населения. Так вот, напротив, именно у нас и выгодны ВСМ, поскольку в той же Германии средняя длина станций составляет 5-7 км, у нас в десять раз больше из-за концентрации людей в крупных городах. Следовательно, спрос на скоростные перевозки выше. Второй миф в том, что ВСМ "убьет" пригородные направления, электрички. Напротив, она позволит разгрузить основные магистрали и увеличить их пропускную способность».

Третий миф, который развеяли эксперты, касается снижения числа авиаперевозок. В том, что и этого не произойдет, Владимир Косой тоже уверен, поскольку средняя эффективная длительность полета в России составляет до 3 тыс. километров, а длина ВСМ не превысит и тысячи.
 
«Но главное, что для государства этот проект является суперэффективным, поскольку все расчеты показывают многократную возвратность вложений», – заверил Владимир Косой, рассчитывая, что правительство как можно скорее уделит должное внимание этому проекту.

У партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Идентификация «Сети»
      Террористы или невинные жертвы системы? За что семь молодых мужчин получили 86 лет тюрьмы
    2. Сбить корону с вируса
      Нынешняя эпидемия коронавируса не первая и вряд ли последняя. Нам не удастся ее избежать, но уменьшить масштаб вполне по силам. Одно из решений — массовая установка систем воздухоочистки
    3. Проблема Сбербанка решена
    Реклама