Пять лучших фильмов 64-го Берлинского фестиваля по версии обозревателя «Эксперт Online»

Екатерина Чен
17 февраля 2014, 11:22
Фото: кадр из фильма 71'

Нимфоманка – часть 1, режиссерская версия

Реж. Ларс фон Триер, Дания

Фильм демонстрировался вне конкурса, поэтому ни на какие награды, кроме искренних аплодисментов публики, не претендовал. У этой откровенной и даже доверительной по стилю изложения энциклопедии человеческих отношений, от случайных знакомств до кровных уз, нашелся, кажется, один недостаток: картина разрезана надвое, вышел только первый том, ждем второго. Подробнее о фильме читайте здесь.

 

"Похищение Мишеля Уэльбека"

Реж. Гийом Никлу, Франция

Выдающийся французский писатель, лауреат Гонкуровской премии, обладатель миллионных тиражей на десятках языков, Мишель Уэльбек слывет неполиткорректным циником и мизантропом. На самом деле автор "Элементарных частиц", "Платформы", "Возможности острова", "Карты и Территории" - кто угодно: реалист, фантаст, сатирик, публицист, поэт, эротоман, - но при этом милейший человек и образец дружелюбия. А попытки персонажей Уэльбека, которых некоторые принимают за альтер эго, отгородиться от социума - чистая рисовка. Писатель отлично знает, что никуда ему не деться от издателей, прессы и поклонников. В фильме, показанном на Берлинале в программе "Форум", Уэльбек сыграл себя именно таким, привыкшим держаться невозмутимо и естественно, обезоруживая и располагая окружающих к себе. Так и должен, видимо, вести себя человек, не стесняющийся своих суждений и убеждений, и в то же время не забывающий о самоиронии. В последнем романе, кто не помнит, Мишель Уэльбек живописал собственное зверское убийство с расчлененкой. Похищение по сравнению с этим - семечки. Вероятность не выжить существует, правда, и в этом сюжете. Что киношного Уэльбека не особенно расстраивает: пожил, говорит, и ладно. Автора занимает не столько собственная судьба (ему в данной ситуации понадобится немногое: сигарета с зажигалкой и соседская девушка на ночь), - сколько всегдашнее ремесло: наблюдать, изучать человеческую натуру, узнавать для себя о людях нечто новое. Похитители Уэльбека, три амбала-иммигранта, и старики-одуванчики - хозяева дома, где держат похищенного, может, и не бог весть какие занимательные типажи. Но писатель и тут найдет повод для вдохновения. Хозяйке он посвятит написанную тут же поэму, у здоровяков, его сторожащих, примется учиться бодибилдингу (принимая во внимание тщедушную конституцию писателя, это выглядит форменной комедией). Жаль, не удастся поиграть в детектив и вычислить заказчика похищения и того, кто в итоге заплатит выкуп. Писатель, остроумно критикующий тут с экрана европейскую псевдодемократию, довольствуется лишь заверениями, что выкупил его не президент Олланд. Один из ударных моментов - когда похищенный замечает, что его сторожа - без масок, и говорит, что преступники, не скрывающие лиц, по законам триллеров обычно убивают жертву-свидетеля, похитители, дабы порадовать снискавшего их симпатию Мишеля, маски таки-надевают: с блестками и перьями, карнавальные.

 

71'

Реж. Ян Демандж, Великобритания

Фильм про тот самый год, что в названии - 1971-й. Герой - британский солдат, которого вместе с его подразделением перебросили из Англии в Северную Ирландию для миротворческой, так сказать, миссии. На деле необстрелянные новобранцы оказываются меж двух огней. С одной стороны, боевики ИРА и сочувствующие им местные пацаны, умеющие стрелять, похоже, с младшего школьного возраста. А с другой - лояльные британцам протестанты, а также агенты под прикрытием - последние хуже всех, ибо не останавливаются ни перед какой провокацией, даже перед вщрывом бомбы, чтобы затем списать его на ИРА. И вот, в ходе одного из ночных рейдов солдатик оказывается отрезанным от своих в тылу сепаратистов. Ну, как в тылу – вокруг обычный с виду городской квартал, но до казарм не добраться, потому что на каждой прилегающей улице, за каждой дверью – взрослые и дети, которые тебя ненавидят. Постучаться, тем более в британской форме, практически не к кому. А даже если впустят – точно подставишь благодетелей в глазах их соседей. То, что фильм вроде как про Ирландию, не отменяет универсальности сюжета. Живо представляешь себе похожую ситуацию в Ираке, Чечне - в любом конфликте, где присутствует пришлый военный «контингент» и где определить, кто в каком инциденте прав, тем труднее, чем лучше узнаешь противоборствующие стороны. Фильм, полный кровищи и бессмысленных жертв, в итоге оказывается очень пацифистским.  

 

Ничья земля

Реж. Нинь Хао, Китай

Убойный по силе вестерн по-китайски начинается как образчик типичного соцреализма: два водителя не поделили дорогу. Авария, судебное разбирательство, попытка подкупа полицейского, шантаж ловкого адвоката... Вот только среди участников ДТП не простые обыватели, а мутные личности, связанные с подпольной торговлей хищными птицами. Конкретно - соколами. Товар это в Китае, судя по всему, дорогой - учитывая, какая вокруг пойманных в степи птиц разыгрывается свистопляска. И чем дальше участники конфликта углубляются от цивилизации в степь, тем больше одолевают их животные инстинкты охоты и выживания. Не замечаешь, как ушлый китаец-режиссер и его харизматичные исполнители уводят тебя от социальщины в глубины жанра, причем лучших его образцов - с музыкой Морриконе, ну разве что без Клинта Иствуда и с битыми тачками и грузовиками вместо лошадей. Ближе к финалу, впрочем, появятся и кони. Что касается послений Дикого Запада с салунами - то поверьте, заправочные станции и шиномонтаж в китайской степи оказывается куда более гиблым местом для чужака, чем любой полный головорезов салун. Серджо Леоне бы позавидовал лихости и мощи своего китайского последователя. 

 

Сквозь снег (Snowpiercer)

Реж. Бон Чжон Хо, Южная Корея

Корейский постановщик вслед за своим коллегой и продюсером Пак Чан Уком дебютировал в англоязычном кино. Snowpiercer – футуристический боевик, действие происходит на Земле после глобального похолодания (которое наступило из-за того, что люди слишком активно боролись с глобальным потеплением). Страны и континенты скованы льдами и снегами, но некоторое количество людей все же выжило. Незадолго до катаклизма гениальному изобретателю удалось пустить по замкнутому кругу рельсов поезд-ковчег, который мчится, не останавливаясь и прорезая наметенные сугробы. Все, кто спасся, - существуют в этом поезде. Но ехать первым классом в голове состава, где оранжереи и джакузи, повезло далеко не всем. Пролетарии-трудяги ютятся на нарах в хвостовых вагонах под присмотром полицаев с автоматами и едят желе из тараканов. Ясное дело, назревает бунт. Революционно настроенные активисты ринутся с дубьем на хозяев жизни. И большая часть картины – это, собственно, смертельная битва, по-корейски жесткая, где пленных не берут. Актерский состав фильма интернациональный – от Тильды Суинтон, Джейми Белла и Эда Харриса до румына Влада Иванова и звезды азиатского кино Сона Кан-Хо. Интересно, что режиссер Бон Чжон Хо из-за аврала на съемках уже новой картины не смог приехать на берлинскую премьеру, и организаторы организовали для зрителей и актеров, присутствовавших в зале,  сеанс связи с корейским постановщиком по скайпу, во весь экран. Получилось органично: фильм о будущем человечества, в аранжировке самой современной компьютерной техники, - и душевная беседа автора с публикой через полмира. И как знать, может быть, через десяток лет кинофестивали будут проходить именно так – виртуально.