Пять лучших фильмов 64-го Берлинского фестиваля по версии обозревателя «Эксперт Online»

Москва, 17.02.2014

Нимфоманка – часть 1, режиссерская версия

Реж. Ларс фон Триер, Дания

Фильм демонстрировался вне конкурса, поэтому ни на какие награды, кроме искренних аплодисментов публики, не претендовал. У этой откровенной и даже доверительной по стилю изложения энциклопедии человеческих отношений, от случайных знакомств до кровных уз, нашелся, кажется, один недостаток: картина разрезана надвое, вышел только первый том, ждем второго. Подробнее о фильме читайте здесь.

 

"Похищение Мишеля Уэльбека"

Реж. Гийом Никлу, Франция

Выдающийся французский писатель, лауреат Гонкуровской премии, обладатель миллионных тиражей на десятках языков, Мишель Уэльбек слывет неполиткорректным циником и мизантропом. На самом деле автор "Элементарных частиц", "Платформы", "Возможности острова", "Карты и Территории" - кто угодно: реалист, фантаст, сатирик, публицист, поэт, эротоман, - но при этом милейший человек и образец дружелюбия. А попытки персонажей Уэльбека, которых некоторые принимают за альтер эго, отгородиться от социума - чистая рисовка. Писатель отлично знает, что никуда ему не деться от издателей, прессы и поклонников. В фильме, показанном на Берлинале в программе "Форум", Уэльбек сыграл себя именно таким, привыкшим держаться невозмутимо и естественно, обезоруживая и располагая окружающих к себе. Так и должен, видимо, вести себя человек, не стесняющийся своих суждений и убеждений, и в то же время не забывающий о самоиронии. В последнем романе, кто не помнит, Мишель Уэльбек живописал собственное зверское убийство с расчлененкой. Похищение по сравнению с этим - семечки. Вероятность не выжить существует, правда, и в этом сюжете. Что киношного Уэльбека не особенно расстраивает: пожил, говорит, и ладно. Автора занимает не столько собственная судьба (ему в данной ситуации понадобится немногое: сигарета с зажигалкой и соседская девушка на ночь), - сколько всегдашнее ремесло: наблюдать, изучать человеческую натуру, узнавать для себя о людях нечто новое. Похитители Уэльбека, три амбала-иммигранта, и старики-одуванчики - хозяева дома, где держат похищенного, может, и не бог весть какие занимательные типажи. Но писатель и тут найдет повод для вдохновения. Хозяйке он посвятит написанную тут же поэму, у здоровяков, его сторожащих, примется учиться бодибилдингу (принимая во внимание тщедушную конституцию писателя, это выглядит форменной комедией). Жаль, не удастся поиграть в детектив и вычислить заказчика похищения и того, кто в итоге заплатит выкуп. Писатель, остроумно критикующий тут с экрана европейскую псевдодемократию, довольствуется лишь заверениями, что выкупил его не президент Олланд. Один из ударных моментов - когда похищенный замечает, что его сторожа - без масок, и говорит, что преступники, не скрывающие лиц, по законам триллеров обычно убивают жертву-свидетеля, похитители, дабы порадовать снискавшего их симпатию Мишеля, маски таки-надевают: с блестками и перьями, карнавальные.

 

71'

Реж. Ян Демандж, Великобритания

Фильм про тот самый год, что в названии - 1971-й. Герой - британский солдат, которого вместе с его подразделением перебросили из Англии в Северную Ирландию для миротворческой, так сказать, миссии. На деле необстрелянные новобранцы оказываются меж двух огней. С одной стороны, боевики ИРА и сочувствующие им местные пацаны, умеющие стрелять, похоже, с младшего школьного возраста. А с другой - лояльные британцам протестанты, а также агенты под прикрытием - последние хуже всех, ибо не останавливаются ни перед какой провокацией, даже перед вщрывом бомбы, чтобы затем списать его на ИРА. И вот, в ходе одного из ночных рейдов солдатик оказывается отрезанным от своих в тылу сепаратистов. Ну, как в тылу – вокруг обычный с виду городской квартал, но до казарм не добраться, потому что на каждой прилегающей улице, за каждой дверью – взрослые и дети, которые тебя ненавидят. Постучаться, тем более в британской форме, практически не к кому. А даже если впустят – точно подставишь благодетелей в глазах их соседей. То, что фильм вроде как про Ирландию, не отменяет универсальности сюжета. Живо представляешь себе похожую ситуацию в Ираке, Чечне - в любом конфликте, где присутствует пришлый военный «контингент» и где определить, кто в каком инциденте прав, тем труднее, чем лучше узнаешь противоборствующие стороны. Фильм, полный кровищи и бессмысленных жертв, в итоге оказывается очень пацифистским.  

 

Ничья земля

Реж. Нинь Хао, Китай

Убойный по силе вестерн по-китайски начинается как образчик типичного соцреализма: два водителя не поделили дорогу. Авария, судебное разбирательство, попытка подкупа полицейского, шантаж ловкого адвоката... Вот только среди участников ДТП не простые обыватели, а мутные личности, связанные с подпольной торговлей хищными птицами. Конкретно - соколами. Товар это в Китае, судя по всему, дорогой - учитывая, какая вокруг пойманных в степи птиц разыгрывается свистопляска. И чем дальше участники конфликта углубляются от цивилизации в степь, тем больше одолевают их животные инстинкты охоты и выживания. Не замечаешь, как ушлый китаец-режиссер и его харизматичные исполнители уводят тебя от социальщины в глубины жанра, причем лучших его образцов - с музыкой Морриконе, ну разве что без Клинта Иствуда и с битыми тачками и грузовиками вместо лошадей. Ближе к финалу, впрочем, появятся и кони. Что касается послений Дикого Запада с салунами - то поверьте, заправочные станции и шиномонтаж в китайской степи оказывается куда более гиблым местом для чужака, чем любой полный головорезов салун. Серджо Леоне бы позавидовал лихости и мощи своего китайского последователя. 

 

Сквозь снег (Snowpiercer)

Реж. Бон Чжон Хо, Южная Корея

Корейский постановщик вслед за своим коллегой и продюсером Пак Чан Уком дебютировал в англоязычном кино. Snowpiercer – футуристический боевик, действие происходит на Земле после глобального похолодания (которое наступило из-за того, что люди слишком активно боролись с глобальным потеплением). Страны и континенты скованы льдами и снегами, но некоторое количество людей все же выжило. Незадолго до катаклизма гениальному изобретателю удалось пустить по замкнутому кругу рельсов поезд-ковчег, который мчится, не останавливаясь и прорезая наметенные сугробы. Все, кто спасся, - существуют в этом поезде. Но ехать первым классом в голове состава, где оранжереи и джакузи, повезло далеко не всем. Пролетарии-трудяги ютятся на нарах в хвостовых вагонах под присмотром полицаев с автоматами и едят желе из тараканов. Ясное дело, назревает бунт. Революционно настроенные активисты ринутся с дубьем на хозяев жизни. И большая часть картины – это, собственно, смертельная битва, по-корейски жесткая, где пленных не берут. Актерский состав фильма интернациональный – от Тильды Суинтон, Джейми Белла и Эда Харриса до румына Влада Иванова и звезды азиатского кино Сона Кан-Хо. Интересно, что режиссер Бон Чжон Хо из-за аврала на съемках уже новой картины не смог приехать на берлинскую премьеру, и организаторы организовали для зрителей и актеров, присутствовавших в зале,  сеанс связи с корейским постановщиком по скайпу, во весь экран. Получилось органично: фильм о будущем человечества, в аранжировке самой современной компьютерной техники, - и душевная беседа автора с публикой через полмира. И как знать, может быть, через десяток лет кинофестивали будут проходить именно так – виртуально.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Доля сырья в российской экономике достигла абсолютного рекорда
      Впечатление, произведенное этим на Росстат, заставило его изменить методику
    2. Коронавирус: тревожная новость пришла из Китая
      Несколько дней назад появилась надежда на то, что коронавирус начал слабеть. Однако в конце недели в Китае произошел всплеск эпидемии.
    3. Коронавирус продолжает наступление на всех фронтах
      Эпидемия воздействует на все сферы жизнедеятельности людей, включая экономику.
    Реклама