История без евроремонта

Москва, 06.02.2014
Фильмом «Отель Гранд Будапешт» в Берлине открылся 64-й международный кинофестиваль.

Иллюстрация whatleydude.com

Программа Берлинале в этом году пестрит звездными именами и многообещающими премьерами, от Джорджа Клуни до Ларса фон Триера«Отель Гранд Будапешт» Уэса Андерсона был выбран организаторами в качестве закуски, хотя в сюжете фильма, признаться, ключевую роль играют десерты из кондитерской, клиентами которой становятся многие герои картины. Сказки режиссера Андерсона («Королевство полной луны»«Поезд на Дарджилинг»«Семейка Тененбаум» и др.) и прежде зачастую напоминали с виду не то леденцы, не то пирожные. Правда, почти сразу выяснялось, что у этих воплощений детской мечты начинка с горчинкой. Новая картина ярко демонстрирует мастерство Андерсона рассказывать о довольно суровых вещах, прикрываясь ребячьей прямотой, наивностью и веселенькими тонами бутафорского декора.

В «Отеле Гранд Будапешт» нашла отражение европейская история ХХ века, с войнами и сменами власти, включая фашизм и социализм. Снималось кино в небольшом немецком городке Горлиц на польской границе, но действие происходит не в конкретной стране, а в вымышленной Республике Зубровка. В ненастоящем государстве многие исторические реалии узнаваемы, но явно стилизованы – почти как в чаплинском «Великом диктаторе». Скажем, вместо свастики у местных «наци» на рукавах и знаменах – два зигзага. Но действуют полицаи (их предводителя играет Эдвард Нортон) вполне знакомыми жесткими методами. Кстати, Уэс Андерсон в этом фильме опять не отказал себе в удовольствии поработать с актерами-друзьями, уже появлявшимися в его предыдущих лентах. Помимо Нортона, это Оуэн УилсонЭдриэн Броуди, Билл Мюррей, Тильда Свинтон, Джейсон Шварцман, Уиллем Дефо. И надо отдать режиссеру должное, он каждый раз, практически с каждым своим исполнителем, умудряется, с одной стороны, поразить публику оригинальностью придуманных образов, причем некоторых трудно узнать в гриме, а с другой – позволить испытать радость от узнавания, как при встрече со знакомыми. Радость, конечно, касается актеров, а не персонажей, ведь некоторым друзьям постановщика тут достались совсем неблагодарные роли. Особенно Уиллему Дефо, который в «Отеле Будапешт» не по-детски пугает внешностью и жестокостью не знающего жалости вампира. Когда у режиссера спросили насчет некоторых кровавых сцен в фильме, он признался, что рассматривал их в гротесковом ключе, пока не заметил, что на тест-просмотрах некоторые особо впечатлительные зрители стали зажмуривать глаза. У Андерсона, разумеется, и страшилки подчеркнуто стилизованы, но некоторые актеры все равно слишком уж убедительны и чихают на условность.

Любопытно, что роль шикарного отеля в горной местности «на водах» сыграл… огромный обанкротившийся универмаг. Американских киношников так вдохновили залы с колоннами, витражными окнами и помпезными лестницами, что они легко превратили здание в роскошный курорт, переживающий по ходу повествования расцвет и упадок, вплоть до национализации после очередной смены режима. Бег времени передан в том числе и через отделку помещений. Режиссер с художниками своей картины явно ностальгирует по интерьерам 20-30-х годов, на которые приходится начало сюжета, и иронизирует над «новациями» 60-х, когда мы узнаем историю отеля и его обитателей из уст бывшего мальчика на побегушках (страшно представить, как Андерсон поиздевался бы, к примеру, над современным евроремонтом. Но вернемся к сюжету). Кумиром рассказчика всю жизнь был искусный управляющий мсье Густав, умевший предугадать любую нужду постояльца, прежде чем сам клиент об этом подумает. К несчастью для Густава, одна старинная богатая клиентка упомянула его в своем завещании, и родственники старушки, как злые стервятники, решили уничтожить неожиданного конкурента. Фильм выстроен будто триллер, с преступлениями, наказаниями и побегом из тюрьмы (в последнем как раз очень пригодились упомянутые выше десерты, но как именно, не раскрою, чтоб не испортить интриги).

И все же жанровым это кино назвать трудно. Ведь в разгар исторических катаклизмов, пусть и в вымышленной стране, не приходится ждать торжества справедливости и наказания именно тех, кто это заслужил, а жанр бы к этому обязывал. Так что «Отель Гранд Будапешт» – чисто авторское кино, особый взгляд американца Уэса Андерсона на европейскую историю, представленную как курорт, но с войной и криминалом. Удостоится ли фильм приза на Берлинале, узнаем на закрытии фестиваля 15 февраля. В марте картина должна появиться в российском прокате. Между прочим, это далеко не единственная интерпретация различных фрагментов европейской истории в программе фестиваля. В пятницу в конкурсе Берлинале показывают фильм, касающийся конфликта в Северной Ирландии, а в субботу вне конкурса – масштабное полотно Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами» о спасении культурных ценностей от нацизма в годы Второй мировой.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Коронавирус: тревожная новость пришла из Китая
      Несколько дней назад появилась надежда на то, что коронавирус начал слабеть. Однако в конце недели в Китае произошел всплеск эпидемии.
    2. Олимпиаду в Токио могут отменить
      За недолгую историю современных Олимпиад, насчитывающую 125 лет, они отменялись только во время больших войн. Причем одна из отмененных Олимпиад должна была состояться в 1940 году в Токио, но так и не была проведена из-за Второй мировой войны и войны между Японией и Китаем.
    3. Правительству придется все перекроить
      Главным препятствием перед нацпроектами в кабмине назвали несовершенство процедуры госзакупок, на которой при этом держится все госфинансирование. Также из принятых на заседании в четверг решений видно, что не удастся обойтись без оперативного ручного управления в масштабах всей страны
    Реклама