История без евроремонта

Екатерина Чен
6 февраля 2014, 21:43

Фильмом «Отель Гранд Будапешт» в Берлине открылся 64-й международный кинофестиваль.

Иллюстрация whatleydude.com

Программа Берлинале в этом году пестрит звездными именами и многообещающими премьерами, от Джорджа Клуни до Ларса фон Триера«Отель Гранд Будапешт» Уэса Андерсона был выбран организаторами в качестве закуски, хотя в сюжете фильма, признаться, ключевую роль играют десерты из кондитерской, клиентами которой становятся многие герои картины. Сказки режиссера Андерсона («Королевство полной луны»«Поезд на Дарджилинг»«Семейка Тененбаум» и др.) и прежде зачастую напоминали с виду не то леденцы, не то пирожные. Правда, почти сразу выяснялось, что у этих воплощений детской мечты начинка с горчинкой. Новая картина ярко демонстрирует мастерство Андерсона рассказывать о довольно суровых вещах, прикрываясь ребячьей прямотой, наивностью и веселенькими тонами бутафорского декора.

В «Отеле Гранд Будапешт» нашла отражение европейская история ХХ века, с войнами и сменами власти, включая фашизм и социализм. Снималось кино в небольшом немецком городке Горлиц на польской границе, но действие происходит не в конкретной стране, а в вымышленной Республике Зубровка. В ненастоящем государстве многие исторические реалии узнаваемы, но явно стилизованы – почти как в чаплинском «Великом диктаторе». Скажем, вместо свастики у местных «наци» на рукавах и знаменах – два зигзага. Но действуют полицаи (их предводителя играет Эдвард Нортон) вполне знакомыми жесткими методами. Кстати, Уэс Андерсон в этом фильме опять не отказал себе в удовольствии поработать с актерами-друзьями, уже появлявшимися в его предыдущих лентах. Помимо Нортона, это Оуэн УилсонЭдриэн Броуди, Билл Мюррей, Тильда Свинтон, Джейсон Шварцман, Уиллем Дефо. И надо отдать режиссеру должное, он каждый раз, практически с каждым своим исполнителем, умудряется, с одной стороны, поразить публику оригинальностью придуманных образов, причем некоторых трудно узнать в гриме, а с другой – позволить испытать радость от узнавания, как при встрече со знакомыми. Радость, конечно, касается актеров, а не персонажей, ведь некоторым друзьям постановщика тут достались совсем неблагодарные роли. Особенно Уиллему Дефо, который в «Отеле Будапешт» не по-детски пугает внешностью и жестокостью не знающего жалости вампира. Когда у режиссера спросили насчет некоторых кровавых сцен в фильме, он признался, что рассматривал их в гротесковом ключе, пока не заметил, что на тест-просмотрах некоторые особо впечатлительные зрители стали зажмуривать глаза. У Андерсона, разумеется, и страшилки подчеркнуто стилизованы, но некоторые актеры все равно слишком уж убедительны и чихают на условность.

Любопытно, что роль шикарного отеля в горной местности «на водах» сыграл… огромный обанкротившийся универмаг. Американских киношников так вдохновили залы с колоннами, витражными окнами и помпезными лестницами, что они легко превратили здание в роскошный курорт, переживающий по ходу повествования расцвет и упадок, вплоть до национализации после очередной смены режима. Бег времени передан в том числе и через отделку помещений. Режиссер с художниками своей картины явно ностальгирует по интерьерам 20-30-х годов, на которые приходится начало сюжета, и иронизирует над «новациями» 60-х, когда мы узнаем историю отеля и его обитателей из уст бывшего мальчика на побегушках (страшно представить, как Андерсон поиздевался бы, к примеру, над современным евроремонтом. Но вернемся к сюжету). Кумиром рассказчика всю жизнь был искусный управляющий мсье Густав, умевший предугадать любую нужду постояльца, прежде чем сам клиент об этом подумает. К несчастью для Густава, одна старинная богатая клиентка упомянула его в своем завещании, и родственники старушки, как злые стервятники, решили уничтожить неожиданного конкурента. Фильм выстроен будто триллер, с преступлениями, наказаниями и побегом из тюрьмы (в последнем как раз очень пригодились упомянутые выше десерты, но как именно, не раскрою, чтоб не испортить интриги).

И все же жанровым это кино назвать трудно. Ведь в разгар исторических катаклизмов, пусть и в вымышленной стране, не приходится ждать торжества справедливости и наказания именно тех, кто это заслужил, а жанр бы к этому обязывал. Так что «Отель Гранд Будапешт» – чисто авторское кино, особый взгляд американца Уэса Андерсона на европейскую историю, представленную как курорт, но с войной и криминалом. Удостоится ли фильм приза на Берлинале, узнаем на закрытии фестиваля 15 февраля. В марте картина должна появиться в российском прокате. Между прочим, это далеко не единственная интерпретация различных фрагментов европейской истории в программе фестиваля. В пятницу в конкурсе Берлинале показывают фильм, касающийся конфликта в Северной Ирландии, а в субботу вне конкурса – масштабное полотно Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами» о спасении культурных ценностей от нацизма в годы Второй мировой.