Владимир Путин послал миру сигнал, что Россия – не агрессор

Ольга Вандышева
4 марта 2014, 21:35

Президент России заверил мировое сообщество, что необходимости ввода войск на территорию Украины пока нет. Эксперты отмечают: сам факт такой возможности является с одной стороны сдерживающим фактором для новой киевской власти, с другой – приглашением к диалогу

Фото РИА Новости

Те, кто всерьез опасался, что в Европе со дня на день разразится полномасштабная, чуть ли не Третья мировая война, могут перевести дух и спать спокойно. Владимир Путин на пресс-конференции заявил, что вводить российские войска на территорию Украины необходимости нет. Во всяком случае, пока. Это станет возможно лишь в том случае, если понадобится защитить украинский народ от преследований, уничтожения и издевательств. Путин также подчеркнул, что Россия не претендует на украинские территории. При этом президент заверил общественность, что Янукович жив, а смену власти в соседней стране  охарактеризовал как антиконституционный госпереворот. Однако Путин также отметил, что понимает людей на Майдане, которые требуют смены не фасада власти, а кардинальных перемен. О том, какие основные сигналы послал мировому сообществу российский президент и какой реакции стоит ожидать от Запада, мнения экспертов.

Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона», считает, что главный месседж Путина заключается в том, что ситуация стабилизовалась и быстрое военное вмешательство России на Украине не стоит на повестке дня. Тем более, что Россия еще ничего не сделала. Кроме того, что СФ дал разрешение на ввод войск. А Черноморский флот базируется на Украине на законных основаниях.

- Главное - сам факт предупреждения о возможном использовании Россией военной силы для предотвращения гражданской войны уже является сдерживающим фактором для новой киевской власти,  - говорит Коротченко. - Она понимает, что если предпримет силовую зачистку Юго-Востока страны и Крыма, то в этом случае последует российский военный ответ для того, чтобы сохранить жизни мирного населения. Это сбалансированный и правильный подход. Потому Россия стоит перед очень серьезным вызовом. Стратегическая инициатива находится в наших руках. Правила игры обозначены. Как бандитов предупреждают: если достанете оружие, то милиция будет иметь право открыть огонь. Вот в такой ситуации мы сейчас находимся. В целом же Путин послал успокаивающий сигнал. Мол, не надо истерики, Россия не является агрессором и не собирается присоединять к себе ни Крым, ни Юго-Восток Украины. А выбор в соответствии с действующими нормами международного права должны сделать сами жители Украины. Их судьба в их собственных руках. Кроме того Путин обозначил четкую позицию относительно того, что нынешняя власть в Киеве полностью нелегитимна. Приход действующих политиков произошел во многом под натиском националистических формирований.

При этом слова Путина относительно желания майдановцами кардинальных перемен, по мнению Игоря Коротченко, свидетельствуют о том, что Путин прекрасно понимает, что в украинском обществе существовали объективные причины недовольства режимом Януковича. Этому способствовало и сильное социальное расслоение, и разгул коррупции, и то, что власть не реагировала на народные нужды.

- Однако этими недовольствами воспользовались радикалы. По сути, главными бенефициарами переворота, который произошел в Киеве, стали две группы. Первая – это политики, въехавшие во власть на плечах радикалов. Вторая – украинские олигархи, которые сегодня получили административные должности и возглавили ряд регионов. Разумеется, думать они будут не о том, чтобы развивать регионы и способствовать социальному миру. Для них это фактически ярлык на княжение, - уверен Коротченко. – Так как каждый из них вложил деньги в Майдан. Теперь их сажают на государственной должности для кормления, чтобы они «отбили» те средства, которые проинвестировали в «коричневую» революцию. А народ не получил ничего. Под флагом борьбы с коррупцией свергали Януковича. Теперь, по сообщениям украинских СМИ, новый генеральный прокурор Украины от партии «Свободы» начал торговлю должностями областных прокуроров. И суммы там фигурируют порядка $3 млн. Озвучивались членами Верховной рады и сведения о том, что идет подкуп отдельных депутатов, чтобы они правильно голосовали. И чтобы на хлебные места, например, на украинскую таможню, выдвигались нужные люди.

Директор Института политических исследований, член Общественной палаты Сергей Марков, полагает, что заявление Путина относительно понимания Майдана– это ответ Ангеле Меркель и Джону Керри, которые доказывают Бараку Обаме, что российский президент потерял связь с реальностью. При этом главный месседж Путина, по мнению Маркова, заключается в том, что Россия будет отстаивать свои национальные интересы и на колени ее не поставить.

- Наша позиция стоит на прочной правовой и логической основе. Это уважение прав человека, демократические принципы и т.д., - говорит Марков. - Даны четкие установки: на Крым мы не претендует. Наша задача – защитить права граждан. На сегодня существует один законно избранный президент – Янукович. Верховная рада легитимна, но ее решения нелегитимны, поскольку принимаются под давлением неонацистских банд. На счет ввода войск тоже все ясно. Мы будет вводить их только тогда, когда попросят. Правовая основа есть. Президент Украины попросил. Совет Федерации разрешил. Если будет реальная расправа над людьми, тогда введем. Очерчены и контуры политического компромисса. Это коалиционное правительство, включающее все парламентские фракции. Демократические выборы президента, то есть вне давления и террора со стороны неонацистских банд. И демократическая Конституция, в которой закреплены права русскоязычных граждан. Русский язык второй государственный. А также принцип федерализма. Если нынешние украинские власти хотят, чтобы граждане Юго-Востока были гражданами Украины, а не какого-то другого государства, предположим Новороссии, то они должны уважать права этих людей. Если они не хотят уважать их права, Россия их заставит. На счет западных стран было сказано, что мы их угроз не боимся и выдержим любые санкции.

Глеб Павловский, глава Фонда эффективной политики также отмечает, что Путин послал мирный сигнал тем фантастам, кто всерьез боялся полномасштабной войны. Однако те, кто занят разрядкой украинского кризиса, получили очень мало.

- С моей точки зрения не было заявлено целей, которые хочет достичь Россия и принципа, вокруг которого может возникнуть коалиция миролюбивых сил по выходу из кризиса. Не было заявлено и программы в широком диапазоне. Были только элементы всего этого с определенными оговорками. Но в данной ситуации этого недостаточно. Потому что мы очень далеко зашли, мы находимся внутри украинских дел. Это очень сильная степень участия. Недостаточно таких объяснений, которые сообщил Путин, - считает Павловский. - Думаю, его слова не будут приняты ни украинскими, ни западными участниками кризиса. Данная пресс-конференция не снизит уровень напряженности. К сожалению, не было лидерской интонации. Было много правильных описаний того, что происходит в Украине. Да, государство находится в полуразрушенном состоянии, нет общенациональной силы, которая признавалась бы повсюду, жители Юго-Востока боятся неформалов, легитимность и.о. президента Турчинова весьма сомнительна. Это революция. Россия не обязана ее принимать. Но мы должны ее учитывать, если мы хотим что-то решить и использовать вакуум легитимности. Президент расставил оговорки, которые уместны в дипломатической пропаганде, но этого мало. Потому что надо выходить из кризиса, а эта речь не показывает, куда надо идти.

Павловский также обращает внимание на жесткое высказывание Путина о том, что раз нет государства, раз революция, то и все соглашения между нашими странами обнулены.

- Это очень резкое заявление. Оно ставит под вопрос и Харьковский договор по Черноморскому флоту. Путин хочет такой трактовки? Наверное, нет. В этом случае его кивок в сторону Майдана можно расценить как желание сделать дружественный жест в сторону оппозиции. Кроме того у Путина растет счет к элитам, в том числе российским. Думаю, он его предъявит. Президент все с большим подозрением относится к коррупции и продажности элит. Не случайно он сравнил украинских олигархов с российскими. Несомненно, Путин готовится к анти-элитному развороту. Моя гипотеза – это и есть подкладка происходящего. Для анти-элитного переворота нужна массовая поддержка и патриотическая прелюдия. А Украина дает возможность для такой прелюдии.

Последует ли вслед за выступлением Путина реакция со стороны Запада и если, да, то какая? Игорь Коротченко считает, что принципиальных изменений в позиции лидеров Запада не будет. Так как они играют в серьезную геополитическую игру, цель которой после свержения Януковича привести к власти на Украине прозападного президента, подавление проявлений любого инакомыслия и протестов в Крыму и на Юго-Востоке, а в последствие, по ускоренной процедуре, уже в 2015 году принятие Украины в НАТО.

- Все страны, которые хотят стать членами ЕС, проходили такой сценарий, - обосновывает свою позицию Коротченко. – А в НАТО все решает Госдеп США. Он же стремится к тому, чтобы Украина стала нам враждебной страной. С точки зрения использования ее территории и военного потенциала против России. Такая цель продолжает существовать. Поэтому Запад в ярости от того, что Россия предприняла попытки изменить статус-кво, которое возникло после свержения Януковича. И то, что озвучил Путин, позиции Запада не изменит. Однако позитивным моментом стало то, что Путин призвал к здравому смыслу. И подчеркнул, что судьба Крыма будет решаться жителями полуострова. А вот тут возможны два сценария – либо максимально широкая автономия, скорее всего, в рамках конфедерации. Либо государственная независимость. В любом случае де-факто унитарной Украине настал конец. Осталось дождаться, когда это будет зафиксировано де-юре. Самое главное, что распад Украины произошел по мирному сценарию, а не по балканскому, когда началась гражданская война и дальнейшие ужасы, которые ее сопровождали.

Глеб Павловский уверен, что реакция Запада последует обязательно. В лучшем случае она будет сдержанно-негативной. Будет, в частности, одобрено отсутствие посягательств на украинскую территорию. При этом, скорее всего, будет отмечено заявление по поводу недействительности договоров с Украиной, в том числе Будапештских соглашений, которые на самом деле многосторонние и затрагивают интересы не только Киева и Москвы.