Мегарегулятор серой торговли

10 апреля 2014, 21:11

Ассоциация компаний розничной торговли пожаловалась главе Минпромторга и Роспотребнадзору на то, что Яндекс.Маркет по сути генерирует нелегальную продажу и тем самым создает недобросовестную конкуренцию. Этой проблеме много лет, и никто еще не смог ограничить право Яндекс.Маркет информировать обо всех предложениях товаров в интернете.

На общем собрании членов Ассоциации компаний розничной торговли России (АКОРТ, объединяет 37 ритейлеров) глава компании «М-Видео» Александр Тынкован заявил, что интернет-поисковик "Яндекс" стал по сути мегарегулятором рынка электронной торговли. Поэтому он должен нести ответственность за нарушение прав потребителей, покупающих зачастую некачественную контрафактную продукцию и правообладателей, не дававших разрешение на ее распространение. Тынкован заявил, что "Яндекс" создал сервис сравнения товаров «Яндекс.Маркет», где представлены товары, которые в подавляющем большинстве являются контрафактными или продаются лицами, ведущими незаконную предпринимательскую деятельность". Кроме того, за счет продажи таких товаров удается манипулировать ценами и влиять на рынок, считает глава "М.Видео". Он отметил, что подавляющее количество продавцов являются нелегальными участниками рынка. Это как правило компании-однодневки, которые не платят налоги, а товар завозят без растаможивания и без разрешения правообладателей. По мнению Александра Тынкована, пользователи вводятся в заблуждение, так как продаваемая продукция не сертифицирована и не имеет гарантийной поддержки в стране. Он призвал Роскомнадзор и Минпромторг проверить деятельность «Яндекса» и наказать его. Присутствовавший на совещании АКОРТ глава Минпромторга Денис Мантуров обещал рассмотреть это обращение.

Яндекс поспешил ответить на обвинения:

«"Яндекс.Маркет" - база данных рекламных предложений интернет-магазинов, и основной задачей этого сервиса является предоставление информации о товарах, в том числе о стоимости товара и месте, где его можно приобрести. При размещении товарных предложений магазинов "Яндекс.Маркет" строго соблюдает требования законодательства о рекламе. Мы удивлены обвинениям о продаже контрафакта в адрес агрегатора рекламных объявлений, которым по сути и является "Маркет". В связи с этим мы считаем, что такое заявление требует серьезного анализа на предмет судебной защиты деловой репутации нашей компании", - говорится в официальном сообщении "Яндекса".

В прошлом году "Яндекс.Маркет" заявил о новой модели работы: пользователи могут оформлять покупки прямо на "Яндекс.Маркете", за интернет-магазины выплачивают "Яндексу" 1% от стоимости покупки. По мнению АКОРТ, получение платы от нелегалов можно расценить как соучастие в незаконной торговле.

«То, что озвучил Александр Тынкован является общей позицией членов Ассоциации компаний розничной торговли. АКОРТ в данном случае не ставит задачу навредить как-то «Яндекс.Маркету», речь идет вообще о необходимости обеления рынка интернет-торговли, - уточнил «Эксперт Online» Антон Пантелеев, руководитель PR-отдела «М-Видео». - И вместо того, чтобы ставить барьеры контрафактной продукции, Яндекс фактически их поощряет».

По словам Антона Пантелеева, сейчас рынок электронной коммерции переживает такие же времена, как розничный рынок России в начале 90-х. Он менее урегулирован, права как потребителей, так и правообладателей практически не защищены.

По данным «М-Видео», прошлый год был не самым простым для рынка бытовой техники и электроники. Общее снижение спроса и замедление в этом сегменте были заметны даже в предновогодний сезон продаж. По данным аналитиков, в 2013 году рынок вырос на 2,4%, и этот показатель — один из самых низких за последние годы. При этом конкуренция в сегменте бытовой техники усиливается, особенно это заметно в регионах: приходят новые игроки. Впрочем, тренд 2014 года —обеление интернет-рынка: все больше игроков переходят от ценовой конкуренции и демпинга к развитию сервисов и инфраструктуры ритейла, приему безналичных платежей, открытию складов.

На совещании в АКОРТ привели и несколько примеров того, что в «Яндекс.Маркете» можно найти товары, не поступившие еще в официальную продажу. Например, игровая приставка Microsoft Xbox One еще не поступила в официальную продажу, но на «Яндекс.Маркете» ее уже предлагают 35 интернет-магазинов. iPhone 5S 16Gb могут продавать только официальные дистрибуторы, но в «Яндекс.Маркете» на самой верхней позиции (из 320) стоит сомнительная APPLE-RU, а вовсе не официальная APPLE.Ru.

«Проблема назрела давно и мы не раз ставили вопрос о распространении серого импорта через «Яндекс.Маркет» Теперь просто обратили внимание и министра промышленности и торговли на эту проблему, - пояснил «Эксперт Online» Сергей Румянцев, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). - По сути Яндекс, являясь монополистом, занимая 60% рынка поисковых систем в России, фактически рекламирует продукцию нелегальных продавцов. Товар еще не поступил в официальную продажу, а уже сотни компаний предлагают его к продаже. И если бы не «Яндекс.Маркет», об этих товарах никто бы не узнал. По сути, это содействие совершению преступлений теми, кто завозит контрабандный товар, не платит налоги и прочее. Они их раскручивают».

Объем интернет-торговли по итогам прошлого года составил 17 млрд долларов. В России 30 миллионов человек покупают товары через интернет, прирост в прошлом году составил 13% – это 4 миллиона человек. На начало года действовали более 30 000 интернет-магазинов. А в АКИТ входит всего 17 участников рынка. По данным Сергея Румянцева, на сегодняшний день в России действуют около 80% серых интернет-магазинов.

«Тем, кто работает по цивилизованным схемам трудно выжить в условиях существования серого рынка, так как определяющим фактором в конкурентной борьбе является цена», - считает Сергей Румянцев.

«Яндекс.Маркет» позволяет пользователю найти минимальную цену, поэтому Александр Тынкован и заявил, что интернет-портал по сути выполняет роль мегарегулятора рынка.

«Я бы не сказал, что «Яндекс.Маркет» занимается рекламой товаров, поэтому к нему неприменим закон «О рекламе», пояснил «Эксперт Online» Николай Карташов, начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС. - Они не рассказывают о качестве товара, а просто по поиску выдают все, что есть в сети, расставляя очередность по определенным критериям – частоте запросов, посещаемости. Трудно однозначно сказать, что они создают условия для нечестной конкуренции, но надо разбираться на конкретных примерах, пока определенное что-то сказать не можем. Можно ли их считать монополистами на рынке поисковых систем? Тоже вряд ли. Google и Рамблер в чем-то его даже опережают».

Нелегальные товары попадают в Россию разными путями. Либо таможенная декларация делается по заниженной стоимости, либо завозят электронику под видом, например, зеленого горошка. АКОРТ и АКИТ неоднократно обращались в правоохранительные органы с указанием на то, что в интернете процветает нелегальная торговля, но реакции пока не последовало.

«Проблему обеления рынка интернет- торговли мы поднимали давно. Речь идет о продаже товаров, которых даже нет в таможенной базе, - пояснил «Эксперт Online» Андрей Карпов, исполнительный директор АКОРТ. - И это касается далеко не только электроники и бытовой техники. Так же остро проблема стоит для легкой промышленности, для рынка меховых изделий. Мы давно ведем речь об установлении честной конкуренции, поскольку из-за серых товаров страдают отечественные производители и легальные продавцы. Мы уже обсуждали этот вопрос с таможней, с налоговой инспекцией, но какие они примут меры и примут ли, пока не ясно».

Между тем в АКИТ считают, что на сегодняшний день есть механизмы, позволяющие заставить «Яндекс.Маркет» ограничить распространение нелегальной торговли.

«Мы считаем, что «Яндекс.Маркет» должен блокировать предложения серых товаров, как это делаем мы, легальные интернет-магазины. Мы запрашиваем документы у продавцов о происхождении товаров, наводим справки у официальных дилеров и дистрибуторов. Правообладатели – Apple, Samsung и прочие неоднократно обращались к Яндексу с этим, но бесполезно. АКОРТ неоднократно обращался – глухая стена. Они считают себя неким зеркалом рынка», - говорит Сергей Румянцев.

Нынешнее обращение АКОРТ в Минпромторг по сути является продолжением острой дискуссии о легализации параллельного импорта. Предполагается, что это отчасти позволит решить и проблему хождения на рынке «серых» товаров, поскольку многие после снятия запрета захотят легализоваться. Речь идет о возможности ввозить на таможенную территорию Таможенного союза брендового товара любым импортёром, а не только владельцем данного товара или его дилером, что в России запрещено с 2008 года. Сейчас товар может ввозиться на территорию России только самим правообладателем или его представителями с письменным разрешением, все остальные случаи расцениваются как нарушения прав на товарный знак.

В апреле прошлого года ФАС выступила с инициативой о легализации параллельного импорта.

«Мы считаем, что параллельный импорт должен быть легализован. Часто пытаются ограничить еще на таможне законно купленный за границей товар, если нет официального разрешения от правообладателя, - пояснил «Эксперт Online» Сергей Пузыревский, начальник юридического департамента Федеральной антимонопольной службы. - Но это ограничение конкуренции. Если товар приобретен законно, то почему его надо запрещать к ввозу в России? Другое дело, если товар попадает без растаможивания, продается без уплаты налогов – это уже компетенция других надзорных органов».

Первый вице-премьер Игорь Шувалов принял эту идею к сведению, но пока одобрять законопроект о легализации не стал, рассудив, что вопрос требует широкого общественного обсуждения. Есть мнение, что зарубежным компаниям станет не выгодно открывать сборочные производства в России, поскольку множество участников рынка будут завозить их же продукцию по более низким ценам. Низкими они получаются из-за разницы рынков сбыта. Если, к примеру, в Европе активно покупают тот же iphone, то и цена там ниже. В России его берут неохотно, поэтому приходится продавать дороже. А перепродажа в обход правообладателя приведет к нарушению его маркетинговой политики.

Выступить по этому поводу кроме многих торговых представителей зарубежных компаний не замедлил в прошлом году и АКИТ. Сергей Румянцев написал премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо, в котором отметил, что разрешение параллельного импорта приведёт к наводнению российского рынка товарами, которые никто не сможет контролировать. И на этом фоне те компании, которые ведут легальный бизнес, начнут постепенно разоряться или уходить в тень. Кроме того, нововведения приведут к обострению самой главной проблемы современного рынка – возрастёт недоверие покупателей к интернет-магазинам.

«Легализация параллельного импорта, скорее всего, снизит и поток инвестиций на российский рынок интернет-коммерции. Отток уже вложенных инвестиций может снизиться на 50-100%, а привлечение инвестиций упадёт совсем», - считает Сергей Румянцев. По его мнению, вероятно и снизятся инвестиции в собственные торговые марки продавцов.

По данным розничной сети «М.Видео», которая является членом Ассоциации европейского бизнеса, в результате разрешения параллельного импорта может произойти отток средств в размере до 20 миллиардов долларов. Это связанно с тем, что закупка оборудования и производство техники будет полностью перенесено за границу. Также в «М.Видео» добавляют, что бюджет потеряет доход от уплаты налогов в размере 150 миллиардов рублей.

Судя по нынешнему скандалу с «Яндекс.Маркетом» «серых» товаров на российской интернет-торговле уже намного больше, чем «белых», и контролировать их хождение уже сейчас невозможно.