Экономить или инвестировать

Екатерина Шохина
17 апреля 2014, 20:54

Чиновники не пришли к единому мнению по поводу того, как стимулировать экономику: Минфин и Минэкономики выступают с противоположными стратегиями на 2014-2015 годы. Предложение Антона Силуанова — ужесточить бюджетную политику, Алексей Улюкаев предлагает инвестировать резервы суверенных фондов в России. Несмотря на разницу в позициях, оба министра исходят из необходимости решать проблемы бюджета уже в 2014 году — в Минфине и Минэкономики сомневаются в возможности покрытия его дефицита займами.

В среду состоялось правительственное совещание, на котором обсуждалось экономическое развитие России. Единственное, с чем согласились все члены правительства: экономика вряд ли выйдет из стагнации в этом году. Прогноз Минэкономразвития по итогам года – 0,5% роста ВВП, Минфина – 0%. "Условия, в которых придется работать в 2014 году, это самые сложные, пожалуй, с момента кризиса 2008-2009 годов. Рост ВВП оценивается на достаточно низком уровне — 0,5%. Возможно, будет находиться около нуля", — заявил глава ведомства Антон Силуанов. По прогнозу МЭР, в этом году отток капитала из России может составить 100 млрд долларов, что приведет к падению инвестиций на 1,3%.

С пессимистичными прогнозами министров согласился и премьер Дмитрий Медведев.

"Экономическая ситуация продолжает ухудшаться, по предварительным данным, в первом квартале темпы роста экономики замедлились до уровня примерно 1%", — сообщил председатель правительства.

Он констатировал, что замедление темпов экономического роста повлекло сокращение ожидаемых бюджетных поступлений, включая налог на прибыль предприятий, и эта тенденция повсеместная.

"Вместе с тем, задачи, которые стоят перед регионами, потребовали увеличения расходных обязательств, — отметил премьер. — В ряде случаев это приводит просто к долговой нагрузке. Министерство финансов должно подготовить предложения по достижению сбалансированности системы региональных и муниципальных финансов".

Рецепт министерства финансов не нов. Чтобы не скатиться «в минус», министр финансов потребовал еще больше ужесточить бюджетную политику. По его мнению, разовые "инъекции" в бюджет не позволят выйти на путь устойчивого роста экономики. В случае же замены государственными инвестициями недостающей части частных, ухудшится и без того проблемный инвестиционный климат, отток капитала может только возрасти. Также исчезнут преимущества в виде низких дефицитов и долга, подчеркнул министр.

По словам Силуанова, задачей властей в настоящее время является сохранение доверия к бюджетной и денежно-кредитной политике. И в этих условиях единственно верной стратегической линией бюджетной политики является не рост расходов, а повышение их эффективности.

Он предлагает провести аудит эффективности действующих налоговых льгот и принять мораторий на установление новых льгот, которые могут привести к выпадающим доходам консолидированных бюджетов субъектов. Доходы местных бюджетов будут пополняться за счет постепенного увеличения налога на недвижимость для физических лиц, начиная с 2015 года. "При подготовке бюджета на 2015-2017 гг., а также поправок в бюджет текущего года необходимо, в первую очередь, учитывать дополнительную помощь регионам. Именно там сегодня особенно остро чувствуется проблема нехватки средств в условиях сокращения поступлений налога на прибыль при росте обязательных расходов на реализацию указов от 7 мая 2012 года… Среди задач Минфина - не допустить опасное увеличение долговой нагрузки регионов. Для этого нужно: осуществлять мониторинг субъектов, при уровне долга более 50%, по аналогии с высокодотационными регионами, следить за равномерностью распределения по годам долговой нагрузки (а не только ее общей величины), своевременно подставлять плечо в виде бюджетных кредитов", - сообщил министр.

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, напротив, предложил стимулировать экономику деньгами. По его подсчетам, федеральный бюджет в 2014 году получит около 900 млрд рублей дополнительных доходов за счет курсовой разницы. Эти деньги надо потратить на инфраструктурные проекты, сказал он, добавив, что по действующему закону их тратить нельзя. Но у Антона Силуанова свои планы на эти деньги. Ими предстоит компенсировать недобор доходов от приватизации и запланированных заимствований. В этом году планировалось занять около 800 млрд рублей, напомнил Силуанов, а реально привлечь только половину этой суммы.

Улюкаев еще 28 марта заявил о целесообразности увеличения дефицита бюджета на 2014 год на 1% для компенсации оттока капитала — позже он повторил это предложение, сказав о том, что бюджетное правило должно быть "усовершенствовано".

Напомним, бюджетное правило начало действовать в 2013 году. Оно предполагает, что расходы бюджета должны формироваться исходя из средней цены на нефть за прошедшие годы, а не на основе прогноза. Доходы бюджета сверх этой расчетной цены должны направляться в Резервный фонд, а не тратиться.

Кроме этого, министр заявил о необходимости "с осторожностью" хранить средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) в активах, номинированных в долларах и евро, объявив себя сторонником роста доли активов ФНБ, инвестированных в российские инфраструктурные проекты. То есть фактически, министр призвал к немедленному смягчению бюджетной политики в силу текущих проблем — угрозы нетехнической рецессии на фоне уже зафиксированного инвестспада и сильного оттока капитала.

Среди других предложений МЭР: денежная помощь банкам на стимулирование кредитования и снижение процентной ставки Центрального банка.

Предложения министра экономического развития давно обсуждаются и в правительстве, и в экспертном сообществе, но консерваторы (Минфин и Центральный Банк) не дают возможность их осуществить. Результат: углубление рецессии. «Вложение средств, полученных от нефтегазового экспорта, в чужую экономику (в облигации иностранных государств), является, безусловно, причиной спада. Эта практика существует с 2004 года, когда нефтегазовые доходы направлялись сначала в Стабилизационный фонд, а потом в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния», - отмечает депутат Госдумы Оксана Дмитриева.

Она призывает перестать финансировать долг США, Германии, Великобритании и других стран (которые на эти деньги все эти годы строили дороги, платили своим врачам, финансировали космос, оборонку и многое другое), а помочь своей экономике.

По словам заместителя министра экономического развития Андрея Клепача, экономика с высокими темпами роста не может быть совместима с низким уровнем монетизации. «Денежный агрегат М2 сегодня в России составляет 44% ВВП, к 2020 году он должен увеличиться до 53-54% ВВП, а к 2013 году – до 70% ВВП», – отмечает он.

Ставка на либерализм и институты по мнению Клепача преувеличена. «Сейчас нарастает институциональная иллюзия, однако никаких обоснованных оценок и расчетов о связи между качеством институтов и темпами роста экономики нет. В России были высокие темпы роста экономики – 7% в год – а качество институтов было низкое. В то же время в нашей истории было много примеров, когда либерализм сосуществовал с падением ВВП. Испания до кризиса превосходила по темпам роста Францию, но коррупция там была выше. Проблема намного сложнее», – отмечает чиновник.

Клепач предлагает модифицировать бюджетное правило так, чтобы правительство могло увеличить дефицит бюджета на 0,5 п.п., до 1,5%.