Налоговые новации: повторение пройденного

Москва, 23.04.2014
Минфин готовит проект основных направлений налоговой политики на четыре ближайшие года. Среди ключевых инициатив: введение налога на недвижимость, снижение акцизов на алкоголь, налоговые льготы для индустриальных парков и инфраструктурных компаний

Фото РИА Новости

28 апреля Министерство финансов должно представить доработанный вариант проекта основных направлений налоговой политики России на 2015 год и на плановый период 2016-2018 гг. 

Кардинальных налоговых изменений от документа ждать не стоит, многие из предложений озвучиваются годами.

Например, предложение ввести местный налог на недвижимость на основе ее кадастровой стоимости. «Признать целесообразным установление длительного периода перехода на данный налог, его апробирование в пилотных субъектах Российской Федерации, а также ограничение количества льготируемых объектов недвижимости для одного налогоплательщика», — говорится в сообщении на сайте правительства.

Введение налога на недвижимость необходимая мера, но условий для его введения пока нет. Не разграничена собственность на землю, не составлен кадастр недвижимости, нет и самой идеологии реформы, отмечают эксперты.

Дискуссия о введении налога на недвижимость ведется уже более десяти лет. Первый закон «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери» №110-ФЗ датирован июлем 1997 года. За ним последовал еще ряд законодательных инициатив, которые никакого конкретного результата не дали. За последние два года в обсуждении налога на недвижимость приняли участие 1,5 тысячи человек, были организованы более 10 круглых столов, проведены обсуждения в правительстве и Госдуме, но сдвинутся с мертвой точки до последнего времени так и не удалось.

Директор института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Вадим Засько отмечает, что сейчас отсутствуют условия введения налога на недвижимость. Так, например, не завершено разграничение государственной и муниципальной собственности на землю.

Начиная с 2001 года, в развитие федеральных законов №101-ФЗ от 17.07.2001 и № 53-ФЗ от 17.04.2006, в России проводится разграничение государственной собственности на землю. При этом за одиннадцать лет достигнуты очень незначительные результаты. В большинстве регионов и муниципальных образований не определено местоположение границ между субъектами РФ, муниципалитетами, населенными пунктами, национальными парками.

Это приводит к торможению процессов градостроительного планирования и установления правил землепользования и застройки. Так, в 79% муниципальных образований они вообще отсутствуют. Как следствие – у инвесторов отсутствует публичная информация об инвестиционных возможностях территорий, все вопросы решаются в «ручном и кабинетном» режимах.

Необоснованность налоговых ставок – еще одна проблема на пути введения налога на недвижимость. Опыт реформирования в РФ земельного налога, а также результаты анализа ситуации в регионах и муниципалитетах, показали, что установленные ставки налога и размер арендной платы не имеют экономического обоснования.

Как правило, ставки устанавливаются на максимально возможном уровне, что уже привело к банкротству предприятий малого и среднего бизнеса. Основными причинами такого подхода является неверная модель межбюджетных отношений в регионе, а также отсутствие у местных органов власти компетенции и ресурсов - финансов, кадров, времени. В стране было множество скандалов вокруг кадастровой оценки земли и неадекватной налоговой нагрузки на бизнес и граждан по земельному налогу. При этом при переходе к налогу на недвижимость, возможные риски и масштаб проблем может быть существенно выше.

В то же время, по подсчетам экспертов, сейчас имущественные налоги и сборы составляют порядка 18% доходов местных бюджетов. При этом потенциал роста доходов от налога на недвижимость огромен.

Другой налоговой новацией должно стать снижение ставок акцизов на алкогольную продукцию с долей этилового спирта свыше 9%.

О снижении акцизов как условии очищения рынка от контрафактной продукции давно говорили производители алкоголя. По мнению директора отраслевого аналитического агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, в связи с увеличением акцизов легальная отечественная водка стала «уступать» контрафактной продукции.

«Зазор между официальной ценой и реальной составляет 46 рублей. В этом диапазоне продается нелегальный алкоголь», — отмечает он.

В связи с увеличением акцизов в 2014 году цена на водку должна была быть повышена дважды: в январе — до 199 рублей, и в августе — до 220 рублей за 0,5 литров. Уже сейчас, по подсчетам экспертов, контрафактная продукция занимает почти половину всех продаж.

Целый ряд налоговых инициатив касается реального сектора экономики: промышленности и инфраструктуры. Это освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении высокоскоростных железнодорожных магистралей и применение НДС при пассажирских перевозках, в том числе нулевой ставки налога.

Минфин также должен проработать возможность распространения на инжиниринговые компании льгот по налогам и сборам, предусмотренным для IT-компаний, снижения ставки налога на прибыль организаций для индустриальных парков и «гринфилдов».

Однако, как отмечают эксперты, инновационного тут не очень много. «Льготы по индустриальным паркам уже есть. Речь идёт об их продлении и углублении. Процесс получения статуса ОЭЗ слишком сложный, поэтому Минфин пытается подтянуть парки до уровня зон», - поясняет директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов.

«Налоговые послабления, безусловно, могут оказывать позитивное влияние на развитие производственного сектора. Важно также чтобы получить их могли реальные производители и без больших бюрократических препятствий. Интересным будет также увидеть, какие сферы производства получат преференции: какие направления деятельности нашими властями выделяются в качестве приоритетных», - говорит генеральный директор компании «1000 Кадров» Мария Маргулис.

По мнению Михаила Крылова, налоговые инициативы Минфина реализуют «чаяния сильного экологического лобби, которое стимулирует продажи продукции, повышающей энергоэффективность». «Речь идёт о cтандартах энергосбережения, в том числе LEED, внедрение которых обходится организациям в сотни миллионов рублей. Инициативы имеют стимулирующих характер по отношению к продажам экологичной продукции, которые другими способами стимулировать не удаётся даже в развитых странах», - сообщил он «Эксперт Online».

Также эксперты считают, что часть инициатив – забота о региональных и местных бюджетах, терпящих бедствия. Например, налог на недвижимость. В этой связи директор региональных программ НИСП Наталья Зубаревич предлагает подумать о налоге на прибыль. По итогам 2013 года доля налога на прибыль в структуре региональных доходов стала минимальной за последние 6 лет (21% против 28% в 2008 году). Это произошло из-за вступившего в действие в 2013 году закона о налогообложении интегрированных бизнес-групп (холдингов). Крупный бизнес получил право интегрировать прибыль и убытки предприятий, размещенных в разных регионах. В результате в субъектах федерации, где находятся успешные предприятия крупных российских компаний, сократились поступления налога на прибыль, поскольку этот налог компания может уплачивать на другой территории. «Налог на прибыль – кормилец развитых регионов – играет все меньшую роль. Это имеет долгосрочные последствия – им все менее интересно работать с бизнесом. И этот тренд становится главным для очень многих регионов. Его следует переломить», - призывает экономист.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара может сильно удивить
      Авторы прогнозов, предрекающие в этом году слабый доллар, вновь ошиблись. И опять причина в сохраняющейся привлекательности процентных ставок ценных бумаг в Америке, которые по-прежнему выше ставок в большинстве как соседних, так и дальних стран.
    2. Подкаст 2-ой недели. Как работает человеческий ум
    3. Ситуация с китайским коронавирусом становится все тревожнее
      Несмотря на меры предосторожности, принимаемые во многих странах, новая болезнь, которая появилась в Китае, расползается по планете.
    Реклама