Вся надежда на ритейл

Екатерина Шохина
3 апреля 2014, 19:22

В ближайшие годы Россия может стать лидером по объему торговых площадей в Европе. Розничная торговля все еще остается локомотивом российской экономики

ФОТО ИТАР-ТАСС

В ближайшие годы Россия может стать лидером по объему торговых площадей в Европе. По данным Cushman & Wakefield, объем предложения торговых площадей в России (16,86 млн кв. м) уже третий крупнейший в регионе.

Кроме того, Россия продолжает оставаться самым большим рынком Европы по объему площадей в стадии строительства, подсчитали в компании. В 2014–2015 годах должно быть введено 2,6 млн кв. м торговых площадей, в том числе самый крупный ТЦ Европы «Авиа Парк» (235 тыс. кв. м). Если эти планы будут реализованы, Россия вырвется в лидеры, обогнав Великобританию с нынешними 16,93 млн кв. м и Францию с 17,3 млн кв. м.

Самые крупные торговые центры, открытые во втором полугодии 2013 года в Европе, также находились в России — «Аэро Парк Сити» (91 тыс. кв. м), «Кристалл» (75 тыс. кв. м) и «Планета» (63 440 кв. м).

По состоянию на 1 января 2014 года объем предложения на рынке торговой недвижимости Европы достиг 154 млн кв. м торговых площадей.

10 новых торговых центров было открыто уже в течение первого квартала 2014 года, говорится в исследовании Cushman & Wakefield.

Новые объекты общей площадью 410 383 кв. м появились в 8 российских городах. За аналогичный период 2013 было открыто 6 торговых центров общей торговой площадью 256 870 кв.м.

В этом году, в частности, в Москве и Московском регионе начали работать 3 торговых центра – «Москворечье», «Гудзон», «Реутов Парк». По одному новому торговому центру появилось в Новокузнецке и Орске. В Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Мурманске и Иваново открылись новые фазы уже существующих торговых комплексов.

Всего в 2014 году ожидается открытие более 50 новых торговых центров общей торговой площадью около 1,6 млн. кв.м.. прогнозируют эксперты. В компании отмечают, что новые качественные торговые центры, которые планируются к открытию в течение 2014 года, скорее всего не будут испытывать проблем с заполняемостью. Однако тем проектам, которые только начинают строиться, нужно будет убедить арендаторов в своих конкурентных преимуществах.

«Некоторые ритейлеры, уже работающие в России, могут приостановить развитие своих сетей или даже уйти с рынка. Однако для стабильно работающих бизнесов ситуация продолжает быть благоприятной. Также в этом году мы увидим новых ритейлеров, выходящих на рынок по франчайзинговым схемам», - говорит Лада Белайчук, заместитель руководителя отдела исследований Cushman & Wakefield.

При этом, считают эксперты, новых торговых центров в России все еще может быть недостаточно: на 1000 жителей приходится всего 117 кв. м торговых площадей, что помещает Россию в конец списка самых обеспеченных магазинами стран. Для сравнения, у Франции и Великобритании — по 263 кв. м, у Германии — 174 кв. м, у Италии — 228 кв. м, у Польши — 235 кв. м. Больше всего магазинов приходится на жителей Норвегии (666 кв. м), Люксембурга (576 кв. м) и Эстонии (466 кв. м). Несмотря на экономическую стагнацию и снижение роста доходов населения ритейл продолжает оставаться локомотивом российской экономики. «На фоне остальных секторов розничная торговля оказалась наиболее устойчивой к рискам и колебаниям общеэкономической конъюнктуры в стране», - говорится в мониторинге состояния делового климата в розничной торговле от Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ВШЭ. Как выяснили экономисты, ритейлеры способны адаптироваться к текущей ситуации благодаря гибкой ассортиментной и ценовой политике.