Минтранс не оказывает протекцию Уралвагонзаводу

Москва, 09.04.2014
Планы «Уралвагонзавода» по производству в этом году 7 тысяч инновационных вагонов могут не реализоваться, поскольку Федеральная служба по тарифам вряд ли предоставит скидку владельцам нового подвижного состава нижнетагильских вагоностроителей. Минтранс опроверг информацию, что оказывает давление на РЖД и ФСТ по вопросу предоставления скидок при использовании продукции Уралвагонзавода.

Фото РИА Новости/ Сергей Мамонтов

В СМИ прошла скандальная информация о якобы существующем протоколе совещания в Минтрансе, согласно которому  Всероссийскому НИИ железнодорожного транспорта поручено признать надежными инновационные вагоны ОАО «НПК «Уралвагонзавод». Со ссылкой на ИТАР-ТАСС сообщалось, что министерство поручило ОАО «Российские железные дороги» «прекратить практику распространения необоснованной информации по сомнительному качеству продукции в СМИ, наносящую отрицательное воздействие на имидж ОАО "НПК "Уралвагонзавод"». Такая формулировка якобы содержалась в проекте протокола по итогам состоявшегося в Минтрансе совещания.

Речь идет о возможности «Уралвагонзавода» производить инновационные грузовые вагоны. Кроме УВЗ в нашей стране подобные вагоны выпускает Тихвинский вагоностроительный завод. В прошлом году ТВСЗ произвел 4 000, а в этом планирует уже 11 000 вагонов.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) предоставляет скидки владельцам инновационных полувагонов  от 10 до 30% от общих тарифов ОАО РЖД на использование инфраструктуры. Решение об этом было принято правительством в начале 2012 года. Таким образом, государство стимулирует приобретение новых полувагонов, которые снижают нагрузку на рельсы и намного реже ломаются.  «Уралвагонзавод» давно, но пока безуспешно борется за право на скидки для своих полувагонов, поэтому информация о возможной протекции со стороны Минтранса многих взволновала.

В Министерстве согласны с мнением РЖД о сниженном на 30% эффекте от эксплуатации вагонов УВЗ. Соответствующий  отчет будет направлен в ФСТ для принятия дальнейшего решения о возможности применения тарифной скидки, а «Уралвагонзаводу» будет необходимо провести повторные испытания своих вагонов для подтверждения заявленной заводом эффективности и уточненной оценки экономического эффекта от их эксплуатации. «Мы сейчас готовим протокол совещания по поводу полувагонов УВЗ, - сообщил «Эксперт Online» заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов. – Он не имеет ничего общего с тем проектом протокола, на которые ссылались СМИ».

Ранее Цыденов так выразил отношение к этому вопросу:

«Позиция Минтранса - с учетом полученной информации мы направляем в ФСТ на принятие решения по тарифному регулированию. Когда будут новые данные по новому договору, мы их рассмотрим. Там будет новая позиция», - сообщил чиновник.

Г-н Цыденов также не подтвердил, что РЖД было дано поручение отозвать письма, направленные в ФСТ России о невозможности установления тарифных скидок на полувагоны модели 12-196-01 производства УВЗ.

«Уралвагонзавод» ранее заявлял о планах произвести в этом году 7000 инновационных полувагонов.

«Пока что «Уралвагонзавод» продает по тысяче инновационных полувагонов  в год, предприятия и операторы перевозок отказываются их покупать, поскольку на них ФСТ не дает скидки на тарифы РЖД», - пояснил «Эксперт Online» генеральный директор консалтингового агентства «Инфраньюс» Алексей Безбородов.

В РЖД считают, что продукция УВЗ не отвечает критериям инновационности, именно поэтому к ней не могут быть применены тарифные скидки при пользовании железнодорожной инфраструктуры. Пока такую скидку предоставляют только владельцам инновационных полувагонов Тихвинского вагоностроительного завода.

Всероссийский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) еще в 2012 году по заказу РЖД разработал методику для оценки экономического эффекта при массовом внедрении инновационных вагонов. Он возникает за счёт сокращения топливно-энергетических затрат на тягу вагона, снижения разрушающего воздействия подвижного состава на путь, уменьшения затрат на обслуживание вагона в пути следования, повышения грузоподъёмности и других факторов.

«Тарифицируемый по льготным схемам подвижной состав фактически лишает ОАО «РЖД» части доходов, но компания готова пойти на этот шаг даже в условиях нынешнего обнуления повышения тарифов для стимулирования внедрения вагонов с действительно улучшенными технико-экономическими характеристиками», – сообщают в ОАО «РЖД».

В прошлом году УВЗ обратился во ВНИИЖТ за расчетами экономического эффекта для своих инновационных полувагонов на тележках модели 18-194-1.  «Расчеты показали, что экономический эффект для ОАО «РЖД» от массового внедрения вагонов УВЗ имеется, но он ниже, чем тот, на основе которого разработаны льготные тарифные схемы. У этих вагонов повышенное воздействие на путь при среднем износе. Наши выводы не устроили УВЗ, они отказались от получения наших расчетов», - пояснил «Эксперт Online» источник во ВНИИЖТ.

Этот полувагон Уралвагонзавод выпустил в 2004 году и тогда же были проведены испытания по воздействию на путь. Во ВНИИЖТе сообщили, что по итогам испытаний выявилось повышенное воздействие на путь, которые даже у типовых вагонов ниже. Также выявилась низкая надёжность полимерных упругих элементов самой тележки 18-194-1.

РЖД в 2009 году закупила партию инновационных вагонов производства УВЗ. Но в ходе контрольной эксплуатации к 2012 году у 72% вагонов были обнаружены изломы и трещины полимерных упругих элементов. «Уралвагонзавод» пытался неоднократно улучшить эти элементы. Но в прошлом году в ходе дополнительных осмотров не подтвердилось повышение качества. В РЖД сообщали, что количество отцепов инновационных вагонов УВЗ втрое выше, чем у типовых.

«Доля инновационных вагонов в общем выпуске вагонов постепенно растет, но все еще незначительна (около 10%), - сообщили «Эксперт Online» в Объединенной вагонной компании (управляет ТВСЗ). - Сложная экономическая ситуация на рынке перевозок, с одной стороны, заставляет операторов экономить и покупать более дешевую продукцию. С другой ― искать возможности повышения эффективности за счет новой техники, к которой относятся и инновационные вагоны. Собственники принимают решение о выборе конкретной модели с учетом баланса этих факторов. Но стабильно растущий спрос на вагоны с улучшенными эксплуатационными характеристиками – это тренд. Задача же вагоностроителей за счет массового производства инновационных продукции обеспечить качественное обновление текущего парка».

Очевидно, что информационный сброс о якобы данных РЖД поручений Минтрансом признать иновационность вагонов УВЗ, на руку проигрывающему конкуренцию предприятию. Впрочем, источник в дивизионе железнодорожной техники «Уралвагонзавода» на условиях анонимности подтвердил, что никакой специальной протекции Минтранс в самом деле не оказывает: «Минтранс занимает нейтральную позицию, он просто говорит, что к нам должны применяться те же требования, что к другим производителям при решениях о скидки на использование инфраструктуры РЖД».

Однако опрошенные отраслевые эксперты сходятся во мнении, что для возможности подтвердить качество своих вагонов УВЗ все же придется поработать над повышением их надежности.


 

У партнеров




    Как очистить больничные стоки до уровня питьевой воды. Опыт Grundfos

    Деятельность медицинских учреждений сопряжена с производством большого количества биологических отходов, опасных для человека и окружающей среды. В первую очередь это относится к канализационным стокам.

    Почти 400 компаний из 26 стран мира приняли участие в международной выставке «Химия-2019»

    Почти 400 компаний из России, Республики Беларусь, Германии, Китая, Казахстана – всего 26 стран мира, представили свои лучшие разработки, новые инженерные решения, сырье и химическую продукцию, оборудование для химической и нефтехимической промышленности

    ММК повышает безопасность труда с помощью искусственного интеллекта

    Один из крупнейших в РФ производителей стали использует технологии искусственного интеллекта для предотвращения опасных инцидентов на производстве

    Кто ответит за МСП

    Владислав Монов, старший вице-президент, управляющий директор по корпоративному кредитованию Совкомбанка — о роли банковских гарантий, цифровизации и онлайн-обслуживании МСБ

    Как заманить инвестора

    Российские регионы активно борются за инвестиции. В этом году лучшим местом для бизнеса стала Москва

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Защитники «Северного потока — 2» в ЕС заговорили в открытую
      Дефицит газа в Европе может составить 100 и даже 300 млрд кубометров в год, заявил глава крупной немецкой энергетической компании. Это заявление, в котором фигурируют действительно большие величины, свидетельствует о накале борьбы — не столько даже против самого «Северного потока — 2», который не остановить, сколько против тех немецких и других европейских политиков, кто за бесперебойные поставки газа отвечает перед избирателями
    2. Сланцевая революция в США подошла к концу
      Сланцевый бум в Америке заканчивается, теперь за дело возьмутся крупнейшие нефтяные компании
    3. Курс рубля отреагировал на новости из США
      Рынки, сырье и валюты EM растут на надеждах на благоприятный исход торговых переговоров между США и Китаем
    Реклама