Авто не по карману

Екатерина Шохина
14 мая 2014, 15:18

Авторынок в России сжимается. Снижение потребительского спроса и рост цен, связанный с девальвацией рубля, уменьшает объем продаж

ФОТО ИТАР-ТАСС

Объем реализации новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократился в апреле на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составил 226 526 машин, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса.

С января по апрель уровень продаж на российском авторынке снизился на 4%, составив 829 046 единиц.

Среди марок по итогам апреля лидирует Lada с показателем 37 030 проданных машин, что на 16% ниже результата этого же месяца прошлого года. Далее следует Kia — 17 744 автомобиля (-3%). Третье место занимает Renault с показателем 17 395 машин (-9%).

На четвертой позиции расположился бренд Hyundai, чей апрельский результат практически не изменился за год: 15 933 единицы. Пятой финишировала марка Toyota с показателем 15 103 автомобиля (-1%).

С января по апрель Lada реализовала 128 633 машины (-15%), Kia — 60 033 (0%), Renault — 63 647 (-5%). Марка Hyundai продала 57 240 автомобилей (+1%), Toyota — 50 160 (+12%).

Как отмечают в АЕБ, после короткого периода восстановления рынок возвращается к отрицательным индексам роста. Очевидно, что недавняя волна повышения цен, вызванная ослаблением рубля, оказывает влияние на потребительский спрос, который был изначально достаточно неустойчив. В ближайшее время ситуация на рынке вряд ли изменится в условиях замедляющейся экономики, прогнозируют в АЕБ. Согласно ее прогнозу, в 2014 году российский авторынок составит 2,73 млн. автомобилей, что лишь немногим меньше продаж в прошлом году (2 млн. 777 тыс. машин).

Директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив прогнозирует падение продаж по итогам года от минус 10%. Больше всего, по его мнению, пострадает нижний и средний сегменты. Глава ГК "Фаворит Моторс" Владимир Попов отмечает, что "участники рынка не видят экономических драйверов для роста продаж". К тому же из-за ослабления рубля цены на автомобили в среднем выросли на 7%, а доходы граждан расти перестали.

В I квартале покупатели автомобилей тратили наличные средства, говорит старший менеджер PwC Сергей Литвиненко, в последующем же на динамике продаж будет сказываться прекращение государственной программы льготного автокредитования (когда государство субсидирует часть расходов покупателя на выплату процентов по автокредиту).

Эксперты считают, что автодилеры будут менять свою политику в сложившихся условиях, стараясь снизить зависимость от продаж новых авто: больше заниматься продажами подержанных автомобилей, запчастей, постпродажным обслуживанием. Так удастся и окупить издержки, связанные с «простоем» новых авто на складах.