Совет директоров Центрального банка одобрил новый Кодекс корпоративного управления, который должен заменить старый Кодекс, действующий с 2001 года.

Кодекс ориентирован на публичные компании, при этом для частных компаний он будет рекомендательным, а для госкомпаний его планируется сделать обязательным. В 2013 году первый зампред ЦБ Сергей Швецов отмечал, что госкомпании должны уважать кодекс, иначе странно будет ожидать принятия самоограничений и улучшения качества корпоративного управления от частных компаний. Его поддержала и глава ЦБ Эльвира Набиуллина, заявившая, что госкомпании должны показать пример и стать «пионерами» внедрения нового Кодекса. 

В конце марта «Газпром» уже объявил о намерении привести свою систему корпоративного управления в соответствие с обновленным российским Кодексом. Однако представляется, что для эффективной работы госкомпаний недостаточно внести изменения в корпоративные кодексы – нужно принципиально изменить сами основы государственной политики по управлению госсобственностью.

Речь идет о том, чтобы обязать госкомпании утверждать четкие и измеряемые цели управления госсобственностью, разрабатывать на их основе понятные стратегии развития, определять набор ключевых показателей эффективности для менеджеров, установить зависимость между размером вознаграждения и достижением стратегических целей. Еще одно важное направление работы – расширение функций советов директоров и комитетов в разработке стратегий и контроле выполнения поставленных целей.

Частично такой подход содержался в проекте «Концепции управления федеральным имуществом на период до 2018 года», который еще в январе 2013 года был направлен Минэкономразвития в правительство. Этот проект, однако, до сих пор не прошел согласование. 

Все эти меры позволят повысить эффективность и капитализацию госкорпораций, которые работают на конкурентном рынке. Однако важную роль в российской экономике играют госкорпорации, которые являются субъектами естественных монополий.

Поскольку финансовые результаты в значительной степени зависят от тарифов на услуги, которые устанавливаются государством, в таких корпорациях изначально заложен внутренний конфликт интересов. С одной стороны, государство как собственник заинтересовано в росте стоимости бизнеса, с другой – как регулятор оно вынуждено ограничивать их аппетиты для защиты интересов потребителей. Действующие сегодня механизмы не позволяют управлять этим конфликтом интересов. 

Чтобы снять этот конфликт нужно как минимум разделить функции государства как собственника и как регулятора между разными правительственными органами, а также развивать механизмы общественного контроля за деятельностью естественных монополий.

Целью создания нового Кодекса было объявлено повышение эффективности и капитализации российских компаний для привлечения долгосрочных инвестиций. Они должны стать более «продвинутыми» участниками рыночных отношений. Остается надеяться, что новый Кодекс станет первым шагом в большой работе, направленной на то, чтобы привести управление госсобственностью в соответствие с актуальными задачами российской экономики.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. США нашли «изящный» способ рефинансировать огромный госдолг
    США намерена рефинансировать старый долг новым займом под очень близкий к нулю процент. В этом и кроется изначально весь «секрет полишинеля», для чего одной рукой ФРС резко снизила «под кризис» до нуля и надолго процентные ставки, другой свободной рукой финансовая система США спешит элементарно перехватить взаймы как можно больше, и почти бесплатно
  2. Конец сланцевой революции
    Сланцевый сектор США в этом году получил сокрушительный удар, от которого оправиться не может до сих пор. Однако значит ли это, что 2020 год ознаменуется окончанием сланцевого бума?
  3. Данные — это новый мусор
    Объемы данных не дают стратегических преимуществ
Реклама