Борьба за Антарктиду

Москва, 21.05.2014
Австралия претендует почти на половину южной макушки планеты.

Все увлеклись дележом сокровищ Арктики и как-то забыли о южной конечности планеты. Не удивительно, потому что Антарктида покрыта многометровой толщей льдов и не может представлять особого интереса для экономики в обозримом будущем.

Однако в Канберре, похоже, думают по другому, с прицелом на далекое будущее. Иначе не объяснить заказ европейским кораблестроителям нового ледокола стоимостью в сотни миллионов долларов. И это при том, что австралийская экономика сейчас переживает не самые лучшие времена и правительство Австралии так же, как других стран, затронутых кризисом, сокращает расходы.

Кроме ледокола, Австралия расширяет и аэропорт, который считается воротами в австралийскую Антарктиду. Это, как нетрудно догадаться, тоже стоит немалых денег.

Причина таких расходов лежит на поверхности. У Канберры серьезные притязания на Антарктиду. Не всю, конечно, а «только» на 40 с лишним процентов территории ледяного континента, составляющей 3,6 млн. кв.км.

Австралийское правительство уже договорилось с двумя европейскими кораблестроительными компаниями о строительстве ледокола грузоподъемностью 1200 тонн и способного пробивать лед толщиной до 1,65 метров. Об этом сообщил на пресс-конференции в столице министр охраны окружающей среды Австралии Грег Хант.

Он заменит старый ледокол Aurora Australis, грузоподъемность которого сейчас уже слишком мала и которому с каждым годом все труднее бороться со льдами.

«Согласно международному праву,- сообщил журналистам министр Хант,- для сохранения и подтверждения своих прав Австралия должна сохранять активное присутствие в Антарктиде.

Мы претендуем на 42% территории материка. Если мы сейчас откажемся от них, то поступим крайне безответственно по отношению к будущим поколениям».

Впервые Австралия заявила о своих претензиях на часть южного континента, который сейчас считается чем-то вроде научного заповедника, 80 лет назад, в 1933 году.

Согласно вступившему в силу 23 июня 1963 года Договору по Антарктиде самый южный континент находится в общем управлении подписавших его стран. Все территориальные претензии на время действия Договора замораживаются. Однако любое государство может в любой момент выйти из Договора и потребовать какую-нибудь антарктическую область. Это объясняет, почему под договором стоят подписи всего 46 стран, включая СССР и США, и почему его не признает ООН.

Грег Хант также рассказал, что Канберра хочет превратить аэропорт в Хобарте, Тасмания, в главную логистическую базу для обслуживания Антарктиды. Кстати, новый ледокол, который должен быть готов к 2019 году, тоже будет базироваться в Хобарте. Расширение аэропорта не только поможет развиваться экономике Тасмании, но и укрепит претензии Австралии на ледяной континент.

Новая Зеландия поддерживает связь с Антарктидой по воздуху через аэропорт Крайстчерча. Новозеландским аэропортом пользуются и американские полярники.

Что же касается практического использования Антарктиды для, скажем, добычи полезных ископаемых, то оно, конечно, в очень далекой перспективе. Несмотря на данные последних спутниковых наблюдений за льдами самого южного материка. Последние (2010-13) наблюдения показали, что скорость таяния льдов выросла вдвое по сравнению с предыдущими наблюдениями (2005-10) и достигла 160 млрд.т. в год. За счет этой воды уровень воды в мировом океане поднимается ежегодно на 0,43 мм.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вирус дал осложнения
      Коронавирус выдыхается, а негативные последствия для производителей сырья, для авиационной и автомобильной отраслей только набирают обороты. В мягком варианте потери для экономики G20 составят 140 миллиардов долларов
    2. Захотелось процент повыше
      В России появился отдельный сегмент долгового рынка — высокодоходные облигации. В этом году объем новых размещений таких бумаг может вырасти втрое. Основные покупатели — частные инвесторы, которые не всегда адекватно оценивают риски
    3. Автопром: синергетический эффект
    Реклама