По цене договорились

21 мая 2014, 14:13

"Газпром" и CNPC подписали сегодня договор купли-продажи природного газа с поставкой по восточному маршруту.

Меморандум о взаимопонимании по поставкам газа в Китай по восточному маршруту (по отводу от газопровода "Сила Сибири"), был подписан еще в марте 2013 года, но стороны не могли прийти к согласию по цене.

Глава "Газпрома" Алексей Миллер отказался назвать цену на российский газ для Китая, сославшись на коммерческую тайну.

"Это коммерческая тайна", — сказал Миллер журналистам, отвечая на вопрос о цене.

По его словам, общая стоимость 30-летнего контракта на поставку российского газа в Китай составляет 400 миллиардов долларов.

Ранее он сообщал, что "Газпром" может получить от КНР аванс под поставки газа, которые могут начаться в 2018 году в объеме 38 миллиардов кубометров в год с возможным ростом до 60 миллиардов. Предполагалось, что контракт будет заключен на 30 лет.

По предположениям аналитиков, по контракту цена на газ для Китая может находиться в 350-400 долларов за тысячу кубометров. 

Именно вопрос цены был основным камнем преткновения в процессе российско-китайских переговоров. По версии гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, которую он изложил в интервью "Эксперт Online", вчерашняя заминка с подписанием контракта и появившиеся позже сообщения в СМИ о том, что его заключение откладывается, связаны с попытками китайской стороны использовать контекст санкций Запада и украинского вопроса для получения максимально выгодных для себя цен на газ. Но Москва оказалась неуступчивой, справедливо полагая, что Китаю этот контракт нужен даже больше. Дело в том, что его восточный маршрут обеспечивает Китаю отличную альтернативу поставкам сжиженного газа морским путем. Как известно, в последнее время в тихоокеанском регионе растет напряженность и риски этого транспортного пути для Китая увеличиваются. И Пекин, в конечном счете, учел эти обстоятельства и не стал откладывать подписание контракта, согласившись на условия России. 

Акции "Газпрома" подскочили на новости о подписании контракта: к 13.37 мск бумаги холдинга подорожали на 0,9%, при этом по отношению к уровням до новости рост составил 2,4%. Индекс ММВБ растет лишь на 0,01%.

Подписание газового контракта между Россией и КНР станет проявлением "монументального сдвига" в мировой торговле и перехода к многополярному миропорядку, считает экономист Ричард Веллингс, сотрудник Института экономических отношений (Institute of Economic Affairs, IEA).

Он отмечает особую важность такого соглашения на фоне стремления ЕС диверсифицировать экспорт газа, чтобы снизить зависимость от поставок из РФ. По мнению Веллингса, если ЕС продолжит политику санкций против России, то рискует оказаться в сложной ситуации, поскольку они чрезвычайно зависимы от поставок энергоносителей из РФ. Веллингс отмечает, что налаживание поставок сланцевого газа в Европу из США потребует нескольких лет, а также указывает, что американские компании могут проявить больший интерес к азиатскому, а не европейскому рынку, из-за более выгодных цен.

В целом, по мнению экспертов, контракт безусловно выгоден и России, и Китаю. "Выгода его заключается не только в том, что Россия получит деньги, а Китай — важное сырье. Главная его особенность в том, что он укрепит тесные экономические и политические связи между странами, будет способствовать дальнейшему увеличению взаимного товарооборота", — отмечают в УК "Финам Менеджмент".

Ранее премьер РФ Дмитрий Медведев заявил, что не видит серьезной альтернативы поставкам российского газа в Европу и призывает не искать политическую подоплеку в возможном заключении газового контракта с КНР. Разговоры о возможном сокращении импорта энергоресурсов из РФ начали звучать в Европе после обострения ситуации на Украине и включения Крыма в состав РФ. В настоящее время ЕК проводит оценку энергозависимости и энергобезопасности ЕС, итоговый доклад ожидается в июне.

Во время официального визита президента РФ Владимира Путина в Китай также были подписаны документы в банковской сфере, в сфере телекоммуникаций, машиностроении.