Заморозить экономику не удастся

Москва, 21.05.2014
Минфин продолжает бороться за жесткую бюджетную экономию. В нынешних условиях это крайне неуместно, - считают эксперты. Задача номер один – «вывести из спячки» индустрию, в том числе и госинвестициями

Минфин продолжает отстаивать жесткую бюджетную экономию при сокращении расходов бюджета. 

Несмотря на то, что в последнее время все больше чиновников выступает за активизацию инвестиционной деятельности государства в целях «раскрутки» экономического роста, глава Минфина России Антон Силуанов предлагает ужесточить бюджетное правило при проведении бюджетной консолидации и сократить бюджетное финансирование ряда инвестпроектов. Об этом министр пишет в статье «О бюджетной политике», опубликованной в газете «Ведомости». 

Министр констатирует, что рост бюджетных расходов, на который власти возлагали большие надежды, не оправдывает себя. "Результатом увеличения расходов в условиях ограниченных ресурсов и низкой конкуренции становится не увеличение выпуска, а рост цен. В итоге за последнее десятилетие мы в большей степени столкнулись с резким ростом себестоимости проектов, в которых есть бюджетное финансирование, а не с увеличением выпуска. Например, расходы консолидированного бюджета на дорожное хозяйство с 2004 г. выросли к 2013 г. почти в 4 раза в номинальном и в 2 раза в реальном выражении, при этом объем ввода автомобильных дорог с твердым покрытием практически не изменился (около 2000 км в год)", — сообщает Силуанов.

"Любая экономика обладает конечным объемом ресурсов (трудовых, производственных и прочих), — объясняет Силуанов. — Относительное увеличение государственных расходов просто означает изъятие ресурсов из частного сектора, так как взяться им больше неоткуда... К 2013 году мы пришли с выросшей долей государства в экономике и ухудшившимися бюджетными перспективами. Реакция экономики оказалась предсказуемой — темпы роста начали серьезно замедляться".

Министр финансов призывает сберегать, а не тратить, причем делать это с еще большим усердием, чем раньше.

«Необходимо задуматься о модернизации бюджетного правила. Его новая версия должна обеспечивать долгосрочную бюджетную устойчивость на фоне перечисленных угроз, учитывать полный объем нефтегазовых доходов и фазу экономического цикла, то есть полностью соответствовать требованиям бюджетных правил «второго поколения». Очевидно, новое правило неизбежно будет более жестким по сравнению с действующим», — поясняет он. По его мнению, сегодняшний вариант бюджетного правила дает защиту госрасходам от краткосрочной волатильности нефтяных цен, но не может в полной мере обеспечить стабильность в долгосрочном периоде. «Сохранение текущей бюджетной политики рано или поздно поставит страну перед выбором: либо сокращать долю государственных расходов в ВВП, либо повышать налоговую нагрузку на экономику», — пишет министр. Силуанов считает, что бюджетная консолидация и перераспределение ресурсов должны коснуться пенсионной системы, соцобязательств, оптимизации бюджетной сети, минимизации субсидий и льгот, повышения эффективности при реализации госпрограмм. По его мнению, сэкономленные бюджетные средства следует направить на снижение ненефтегазового дефицита, на расходы, отвечающие за повышение темпов экономического роста. По мнению министра, на данный момент России предстоит сделать выбор в пользу ответственной бюджетной и денежно-кредитной политики в целях сохранения стабильности государства и формирования условий для восстановления экономического роста.

Напомним, бюджетное правило начало действовать в 2013 году. Оно предполагает, что расходы бюджета должны формироваться исходя из средней цены на нефть за прошедшие годы, а не на основе прогноза. Доходы бюджета сверх этой расчетной цены должны направляться в Резервный фонд, а не тратиться.

Против ограничения трат нефтегазовых доходов выступали в экономическом и социальном блоках правительства. В апреле прошлого года вице-премьер Ольга Голодец назвала бюджетное правило краеугольным камнем бюджетной политики, которое поставило под вопрос не только социальные расходы, но и инвестиционные. «Та епитимья, которую мы сами наложили на себя в сфере бюджетных расходов, сегодня имеет негативный, как я считаю, результат для развития всей, прежде всего экономической, сферы, не только социальной», — предупреждала вице-премьер.

Не добившись возможности направить дополнительные деньги на инфраструктурные проекты, тогдашний министр экономики Андрей Белоусов в сердцах даже предрек правилу естественную смерть к 2016—2017 годам — фактическая цена на нефть станет ниже базовой, деньги из Резервного фонда начнут тратиться, и правило будет уже ненужным.

8 апреля Минэкономразвития представило новый вариант прогноза на 2014 год. Строго говоря, это был не столько прогноз, сколько вызов. В своем базовом варианте прогноза Минэкономразвития исходило из необходимости поменять приоритеты проводимой экономической политики. Вместо поддержания здоровья федерального бюджета в ее центр предлагалось поставить расширение госинвестиций и рефинансирование банков за счет госсредств. Эти меры не укладывались в лимиты бюджетного правила, которое требует, чтобы доходы бюджета от экспорта рассчитывались исходя не из фактических, а из средних за предыдущие 5 лет цен на нефть. Дефицит бюджета не должен превышать 1% ВВП. Соответственно Минэкономразвития не в первый раз требовало пересмотра бюджетного правила.

После этого, правда, президент России Владимир Путин в ходе прямой линии 17 апреля призвал не спешить с изменением бюджетного правила с учетом рисков в мировой экономике.

«Для того чтобы воспользоваться нашими конкурентными преимуществами (активным сальдо торгового баланса и высокими ценами на нефть и газ) необходимо кардинальным образом перестроить финансово-экономическую и кредитно-денежную политику в стране. Для этого необходимо отменить Бюджетное правило и отказаться от пополнения Резервного фонда доходами от нефти и газа. Эти доходы нужно направлять на текущие бюджетные нужды. Необходимо также прекратить осуществление внешних и внутренних заимствований», - утверждает первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. 

Эксперты считают, что сокращение финансирования промышленности из бюджета не произойдет. Хотя бы потому что благодаря девальвации рубля бюджет в этом году сможет остаться профицитным. Однако перераспределение в рамках расходов может быть. Очевидно, что увеличение расходов может произойти по статье ОПК. Так, например, в постановлении, подписанном премьером Дмитрием Медведевым, уже говорится о том, что в ближайшие два года государство будет выделять средства из бюджета предприятиям оборонно-промышленного комплекса (ОПК), которые реализуют инновационные проекты по выпуску современных вооружений и военной техники

Речь идет о предоставлении из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и Внешэкономбанке.

В Strategy Partners Group считают, что если ставить задачу возрождения российской промышленности, то ее двигателями могут стать крупные компании, в первую очередь оборонного комплекса, потому что именно они сейчас получают крупные финансовые ресурсы на реконструкцию и развитие, что делает их источником спроса на продукцию смежных отраслей. Кроме того, оборонка всегда нацелена на глобальную конкуренцию, поскольку постоянно сопоставляет свои достижения с достижениями потенциального противника.

Так что говорить о сокращении бюджетных расходов сейчас крайне не уместно.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара пробил невероятный уровень
      Курс доллара пробил невероятный уровень
    2. Лидер прошедшей в Европарламент партии из Нидерландов сделал громкое заявление по катастрофе MH17
      Лидер прошедшей в Европарламент партии из Нидерландов сделал громкое заявление по катастрофе MH17
    3. Зеленский впервые высказался по поводу «Северного потока-2»
      Зеленский впервые высказался по поводу «Северного потока-2»
    Реклама