Datsun поборется с Lada

Игорь Калиновский
14 июля 2014, 19:41

«АвтоВАЗ» начал серийное производство автомобилей марки Datsun. Новый бренд перераспределит соотношение сил на российском авторынке, считают эксперты

ОАО «АвтоВАЗ» сегодня приступило к серийному производству автомобилей Datsun on-DO (Do — от японского «путь», on — от английского «на», дословно «в пути») на своих мощностях. Глава бренда Datsun Винсент Кобе сообщил, что заказы на Datsun on-DO будут приниматься со второй половины июля, поставки начнутся с конца лета. 

Datsun — один из старейших японских автомобильных брендов, его владельцы стояли у истоков автопромышленности этой страны. Компания была основана в 1911 году, а в 1914-м выпустила первый автомобиль. В 1930-е годы она была поглощена компанией Nissan, но выпуск автомобилей под брендом Datsun продолжался вплоть до начала 1980-х, когда Nissan решила продвигать продукцию исключительно под своим именем. Интересно, что в свое время бренд Datsun, например, в США, был более известен, чем Nissan: одно время на автомобили даже клеили значки Datsun by Nissan. Сейчас подзабытую за тридцать лет марку решили возродить, превратив ее в оружие для завоевания развивающихся стран. Официальный выход автомобилей Datsun на рынок уже состоялся в Индии, ЮАР, Индонезии, а теперь легендарный автомобиль въезжает в Россию. В нашей стране Datsun, созданный в результате сотрудничества группы Renault—Nissan с «АвтоВАЗом», не будет похож на автомобили для других стран. «Это очень хорошо, что в рамках нашего альянса мы можем сотрудничать, комбинировать конструкцию и производственные мощности, брать для нового автомобиля лучшее, что есть в наших компаниях», — заявлял на презентации бренда в Москве в апреле глава Renault—Nissan Карлос Гон.

Просторный четырехдверный, пятиместный семейный седан Datsun on-DO создан на российской платформе Lada Kalina/Granta, которую, по словам топ-менеджеров Datsun, японские инженеры оценили высоко, заявив, что на ней можно создать качественный современный автомобиль. Представитель «АвтоВАЗа» ранее сообщал «Интерфаксу», что на заводе в Тольятти мощность сборочно-кузовного производства на платформе Kalina/Granta будет увеличена до 360 тыс. автомобилей в год. «Этого хватит для выпуска автомобилей под брендами Lada и Datsun. Дополнительные инвестиции не потребуются», - заверил он.

Ключевые детали конструкции On-Do тоже российские — как двигатель (вазовский бензиновый мотор объемом 1,6 л и мощностью 87 л. с.), так и механическая коробка передач. Первая модель марки On-Do имеет кузов седан, но уже к Московскому автосалону, который пройдет в конце августа, в России будет представлена вторая модель в кузове хетчбэк. Есть планы в ближайшие три года разработать для России еще одну модель (не исключено, что это будет кроссовер). Стоимость автомобиля в стартовой комплектации (Access) составит 329 тыс. рублей. 

Продажи Datsun On-Do в России начнутся летом. В текущем году в Тольятти предполагается произвести 25 тыс. автомобилей этой марки. В дальнейшем Renault—Nissan собирается выйти на производство в нашей стране свыше 100 тыс. автомобилей Datsun. Продажами Datsun в России займется сеть специализированных дилерских центров. На начальном этапе в ней будет 25 салонов, а в последующие два года она вырастет до ста точек. По словам Карлоса Гона, с помощью нового бренда компания Nissan в ближайшие три года рассчитывает утроить продажи в России и вдвое увеличить рыночную долю — сегодня марки Nissan в России занимают около 6% рынка.

Не исключено, что появление новой марки сместит предпочтения потенциальных покупателей продукции «АвтоВАЗа», ведь «Калина» и «Гранта» продаются в этой же ценовой нише. Кроме того, Datsun явно будет конкурировать с Renault Logan - одной из ключевых моделей французского концерна в России. «Мы просто расширяем предложение в бюджетном классе, предоставляя потребителям дополнительный выбор, — отвечает на это Винсент Кобе. — Мы считаем, что на российском рынке хватит места для всех. Хотя сейчас он сокращается, в долгосрочной перспективе продажи автомобилей в России будут расти. Вполне возможно, к концу десятилетия объем российского рынка автомобилей может достичь четырех миллионов единиц в год». 

Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что перспективы у новой марки на российском рынке есть. «Неожиданно низкая цена, даже ниже, чем у Logan, хотя Datsun - тоже в какой-то степени иномарка, наверняка привлечет покупателей, - пояснил он «Эксперт Online». – И естественно, новый бренд перераспределит соотношение сил на российском авторынке, хотя я сомневаюсь, что на второй год компания сможет выпустить 100 тысяч Datsun On-Do, но 50-70 тысяч вполне реально. Руководство автоконцерна, разумеется, осознает, что новый бренд составит конкуренцию остальным, но это будет соревнование внутри компании, а Nissan важно увеличивать свою общую долю на рынке. К тому же, наверное, модели будут разводить по стоимости обслуживания: вероятно, затраты на обслуживание моделей Lada останутся более низкими, Datsun будет чуть выше».

Между тем, «АвтоВАЗ» планирует занять 20% российского автомобильного рынка после запуска в производство трех новых моделей Lada - Lada Vesta, Lada X-ray и Lada X-ray Cross. «Несмотря на наших партнеров в лице Renault и Nissan, мы концентрируемся на бренде Lada, и наша цель - 20% российского рынка. Мне это представляется вполне возможным, но для этого нам нужно запускать новые модели», - сказал в интервью ИТАР-ТАСС глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон. - В 2015 году мы запустим продажи Lada Vesta, затем будет Lada X-ray - ее продажи начнутся в начале 2016 года, а после этого появится Lada X-ray Cross. Вот тогда наши машины займут 20% российского авторынка. Это минимум».

По итогам первого полугодия 2014 года доля автомобилей под маркой Lada оценивается в 15,7% рынка. Продажи «АвтоВАЗа» снизились по итогам января-июня на 15% - до 192,8 тыс. штук. В июне продажи составили 30,114 тыс. машин, что ниже показателя за аналогичный период прошлого года на 19%.