Налоговая арифметика

Москва, 08.07.2014
В правительстве и Кремле обсуждают повышение налогов — НДФЛ и НДС — после 2018 года. Эксперты сомневаются, что эта мера позволит пополнить бюджет

Фото РИА Новости

Повышение налогов может продолжиться после выборов-2018. В правительстве и Кремле рассматривается идея поднять НДФЛ и НДС в 2019 году. Оба налога могут быть повышены на 2 п. п. — до 15% и 20% соответственно. Проработать этот вопрос якобы поручил президент. Но пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков утверждает, что сейчас на уровне президента вопрос не обсуждается. За информацией он посоветовал обратиться в правительство.

Между тем Минфин на прошлой неделе признал: в условиях снижения доходов (с 19,6% ВВП в 2015 году до 18,1% - в 2017-м согласно бюджетным проектировкам) и ограничений на рынках займов повышение налогов — единственный способ сбалансировать бюджет. Министерство, например, уже объявило о возможном предоставлении регионам права вводить налог с продаж с 2015 года (3%, но обсуждается и ставка в 5%), о повышении налога на дивиденды для физических лиц с 9% до 13% и акциза на дорогие сигареты, о введении акциза на газ, поставляемый по «Голубому потоку» в Турцию.

Одна из ключевых мер — взимание взносов в фонд обязательного медицинского страхования со всей зарплаты с 2016 года. «Это даст нам примерно 200 млрд рублей», — сообщил министр финансов Антон Силуанов. Сейчас взносы в 5,1% берутся только с определенной величины доходов (в 2014 году — до 624 000 рублей в год).

НДС и НДФЛ - стабильные источники доходов. За семь лет поступления НДФЛ снизились незначительно: в 2007 году - 3,81% ВВП, в 2013-м - 3,75% (данные из Основных направлений налоговой политики, ОННП). В 2013 году доходы консолидированного бюджета от налогов на труд — НДФЛ и социальных взносов — впервые превысили поступления от сырьевой ренты. НДС показал более существенный спад — с 6,8% до 5,31% ВВП (для сравнения: по налогу на прибыль спад в два с лишним раза — до 3,11%).

В 2017 году Минфин рассчитывает получить от НДС 5,3 трлн рублей, от НДФЛ — 3,4 трлн. Если бы ставки были на 2 п. п. выше, при неизменности прочих условий (а они будут меняться) дополнительные поступления составили бы примерно 0,6 трлн и 0,5 трлн рублей соответственно, подсчитали в ведомстве. Повышение НДФЛ поддержит регионы, это ключевой источник их доходов — 31% поступлений в 2013 году (2,5 трлн рублей). Налог с продаж в случае одобрения может принести регионам еще около 200 млрд в год, оценивал Минфин.

Заместитель заведующего кафедрой корпоративного управления ВШКУ РАНХиГС Людмила Дуканич полагает, что поступления в бюджет в результате повышения налогов увеличатся, но, возможно, только на первых порах. «Президент Путин ясно высказался за возврат к прогрессивной шкале налогообложения физических лиц, и я эту идею принципиально поддерживаю - весь мир так работает. Но важно, какой крутизны будет эта прогрессия. К тому же, следует увеличивать величину необлагаемого дохода малоимущих слоев населения, - пояснила она «Эксперт Online». - Что касается НДС, тут все дело в деталях – как это будет реализовываться. Простое повышение ставки этого налога вряд ли приведет к увеличению поступлений в бюджет. Недавний опыт с повышением взносов в фонды обязательного страхования убедительно показал, как умеет схлопываться налоговая база. Тысячи людей разорились либо ушли в тень, в результате ожидаемого эффекта бюджет не получил».

До сих пор государство ограничивалось увеличением налогового бремени на отдельные отрасли или ужесточением контроля: транспортный налог, акцизы, НДПИ. Теперь обсуждается фронтальное повышение налогов на труд и на потребление, и это двойной удар — рост издержек по НДФЛ и страховым взносам увеличит базу для НДС и, следовательно, нагрузку по этому налогу. Больше всего повышение НДС скажется на тех отраслях, которые не смогут переложить эти расходы на потребителей, этим компаниям придется снижать инвестиции. При ограниченной платежеспособности покупателей перенести все издержки на цены нельзя, утверждают крупные ритейлеры.

Аналитики Альфа-банка разделяют мнение о том, что повышение налогообложения представляет долгосрочный риск для России.

«Налоговая нагрузка на домохозяйства в России на уровне 4% ВВП - очень низкая в сравнении с 14% ВВП в среднем по странам ОЭСР. Вместе с тем, низкие налоги домохозяйств - частью социального контракта с начала 2000-х годов. Таким образом, повышение подоходного налога повлечет за собой необходимость институциональных реформ, что превращает этот сценарий в запасной для правительства, на случай крайней необходимости, - комментируют они. - Повышение косвенных налогов на потребление, таких как НДС и недавно предложенное повышение налога с продаж - судя по всему, чуть менее болезненная опция. И все же мы по-прежнему считаем, что повышение налогов в условиях очень слабого экономического роста – весьма негативный краткосрочный сценарий для правительства, поэтому использование накопительной пенсионной системы как источника дополнительного финансирования представляется более вероятным вариантом для правительства».

Профессор кафедры «Бухгалтеский учет, экономический анализ и аудит» ФФБД РАНХиГС Ирина Лисовская также считает странным, что наши финансовые власти, все время оглядываясь на европейский опыт, даже не рассматривают возврат к прогрессивной шкале налогообложения.

«Перераспределение налоговой нагрузки, помимо того, что было бы положительно воспринято в обществе, безусловно, увеличило бы доходную часть бюджета. А риски, связанные с повышением налогов, общеизвестны. Во-первых, это мгновенный уход в тень всех доходов, в том числе зарплат, сколько бы нам не объясняли, что 2% - несущественное увеличение»
- пояснила она «Эксперт Online»

«– То же и в части НДС. Это будет ударом по бизнесу, притом что количество хозяйствующих субъектов у нас и так минимально и неуклонно сокращается. Зачем создавать иллюзию пополнению бюджета за счет повышения налогов, когда мы прекрасно помним, как после «налогового маневра» 2001 года понадобилось десять лет на то, чтобы выправить положение в бизнесе и обелить зарплаты. Тем более, что у нас есть огромный резерв в части налогового администрирования, и государству давно пора этим заняться».

Директор Института налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики Вадим Засько полагает, что предложения Минфина озвучены пока лишь с целью зондирования общественного мнения.

«Понятно, что сложная ситуация в экономике и острый дефицит региональных бюджетов вынуждают власти искать выход. Но насколько реально принятие столь непопулярных решений в ближайшем будущем, трудно сказать»
- говорит он «Эксперт Online»

– Повышение налогов, конечно, позволит частично решить задачи, которые ставит перед собой Минфин. Но чтобы получить максимальный эффект для бюджета от налогового маневра необходимо реализовать весь комплекс вынесенных на повестку дня мер. А это, помимо повышения НДС и НДФЛ и введения регионального налога с продаж, еще и налог на недвижимость физических лиц и, что касается бизнеса, запланированные изменения в части единого налога на вмененный доход и страховых взносов.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара может сильно удивить
      Авторы прогнозов, предрекающие в этом году слабый доллар, вновь ошиблись. И опять причина в сохраняющейся привлекательности процентных ставок ценных бумаг в Америке, которые по-прежнему выше ставок в большинстве как соседних, так и дальних стран.
    2. Подкаст 2-ой недели. Как работает человеческий ум
    3. Ситуация с китайским коронавирусом становится все тревожнее
      Несмотря на меры предосторожности, принимаемые во многих странах, новая болезнь, которая появилась в Китае, расползается по планете.
    Реклама