Бензиновая лихорадка

Москва, 09.07.2014
Резкий рост биржевых цен на бензин заинтересовал топливных регуляторов. ФАС уже направила запросы в нефтяные компании

Фото РИА Новости

Цены на Санкт-Петербургской международной топливной бирже (ЗАО «СПбМТСБ») на бензин Аи-92 выросли за последнюю неделю на 689 рублей за тонну - до 39 тыс. рублей, на Аи-95 — на 574 рубля за тонну, до 41 тыс. рублей, на 1,8% и 1,4% соответственно. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», топливо крупными партиями подорожало с начала года на 22% — 95-й бензин стоил в начале января 32 464 рубля, 92-й — 30 767 рублей за тонну. Большая часть этого роста произошла в мае-июне. На этом фоне, по прогнозам аналитиков, уже к августу-сентябрю подтянутся и розничные цены на автозаправках: они вырастут на 0,5–1,5 рубля за литр.  

Ситуацией уже заинтересовались топливные регуляторы - Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэнерго. На прошлой неделе в Минэнерго состоялось заседание штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов, в котором приняли участие представители Российского энергетического агентства, ГП «ЦДУ ТЭК», ЗАО «СПбМТСБ», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «РЖД» и нефтяных компаний. Стороны обсудили обоснованность роста цен на нефтепродукты на оптовом и розничном рынках при том, что анализ производства, отгрузок и наличия товарных остатков нефтяных компаний показывает, что ситуация с топливообеспечением стабильна, предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме, запасы превышают нормативные значения. В поисках виновных в повышении цен антимонопольная служба направила соответствующие запросы в нефтяные компании, сообщил «Известиям» начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. По его словам, объективных оснований для резкого роста цен на топливо на бирже нет, так как реальный его дефицит на внутреннем рынке отсутствует. 

Между тем по данным агентства «Аналитика топливных рынков», рынок бензина на прошлой неделе был явно разбалансирован - спрос ощутимо превышал предложение, особенно 2–4 июля. Рост цен на бензины подогревало повышение мелкооптовых цен сбытовыми предприятиями нефтяных компаний, а также ограниченная доступность товара у «сбытов» «Роснефти» в Сибири. Формат торговли бензинами на бирже многими нефтяными компаниями также не способствовал «охлаждению» рынка. На некоторых базисах поставки товар не был доступен широкому кругу участников рынка. Другие компании выставляли бензины дозированно, пытаясь каждый последующий лот продать дороже, чем предыдущий. 

Росту спроса также способствовало возвращение на биржевой рынок «Роснефти» в качестве покупателя бензина. Компания приступила к закупкам бензина на бирже и вне биржи спустя несколько дней после пожара на Ачинском НПЗ, который произошел 15 июня. «Роснефть» активно скупала бензин на бирже в течение третьей недели июня, а затем на неделю приостановила покупки. Ачинский НПЗ производил примерно 110 тыс. т в месяц высокооктанового бензина, в основном марку Регуляр-92. «Роснефти» необходимо ежемесячно закупать на внутреннем рынке около 100 тыс. тонн высокооктанового бензина, чтобы бесперебойно снабжать собственные заправки в Сибири и на Урале, а также обеспечивать независимых потребителей мелкооптовыми партиями бензинов. 

Аналитик агентства «Топливный интегратор «Алгоритм» Виктор Костюков видит причину ажиотажа на рынке в недостатке мощностей для удовлетворения растущего спроса на бензин. «История началась еще в апреле, когда Минэнерго попросило нефтепереработчиков сократить экспорт бензинов и нарастить запасы для удовлетворения растущего каждый год в мае-июне внутреннего спроса. Когда этот пик был пройден, нефтяники опять ринулись на внешний рынок. Тут случились кризис в Ираке и пожар на Ачинском НПЗ, и независимые сети АЗС стали активно скупать бензин, ожидая дефицита, - пояснил он «Эксперт Online». – Минэнерго попыталось вновь развернуть экспортные потоки, но у нефтяников уже подписаны соглашения на поставку, и им никуда не деться». По его словам, нефтяникам не стоит обвинять в скачке биржевых цен трейдеров, хотя подорожание бензина происходит на фоне снижения котировок мирового рынка. «Объемы трейдерских перепродаж в последние месяцы минимальны. В частности, за первую неделю июля они составили всего 0,7% от совокупных объемов. Выросший средний объем сделки и минимальные перепродажи показывают, что покупатели накапливают запасы топлива», - уточнил аналитик. - Чтобы «охладить» биржевые цены, нужно просто удовлетворять спрос, но для этого необходима модернизация российских НПЗ под более глубокую переработку».

Участники рынка полагают, что июль 2014 года может оказаться наиболее сложным месяцем для российского рынка бензина и не исключают продолжения роста оптовых и мелкооптовых цен товара в течение ближайших двух недель. По данным агентства «Аналитика топливных рынков», маржинальная доходность московских АЗС, рассчитанная от средних цен Московской топливной ассоциации (МТА) на 30 июня и биржевых цен на Московском НПЗ на 4 июля, составила 9,5% по бензину Регуляр-92 и 11,4% по Премиум-95. Чтобы заправки работали «в ноль», маржинальная доходность должна быть не менее 10–12%. Отсутствие маржи по бензинам - причина начавшегося повышения розничных цен во многих регионах России. Которое, впрочем, пока пытаются сдерживать как местные, так и федеральные чиновники, указывают эксперты.

Виктор Костюков не ожидает, что цены на АЗС догонят оптовые. «Розничные цены – это святое. Хотя потенциал для их роста, безусловно, имеется: с января по июнь 2014 года цены на АЗС выросли на 4–5%. В 2013 году бензин популярных марок подорожал на 5,7%. Традиционно спрос на бензин нарастает в августе-сентябре в связи с тем, что дачники и отпускники возвращаются в города. Именно к этому сроку начнется рост цен на заправках от 50 копеек до 1,5 рубля за литр. Больше поднять цены не дадут правительство и регуляторы. Как показывает практика, их годовой рост не может превышать уровень инфляции», - прогнозирует он.

Какие выводы из сложившейся ситуации сделает ФАС, будет известно после получения от крупных компаний ответов на запросы антимонопольщиков.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вирус дал осложнения
      Коронавирус выдыхается, а негативные последствия для производителей сырья, для авиационной и автомобильной отраслей только набирают обороты. В мягком варианте потери для экономики G20 составят 140 миллиардов долларов
    2. Захотелось процент повыше
      В России появился отдельный сегмент долгового рынка — высокодоходные облигации. В этом году объем новых размещений таких бумаг может вырасти втрое. Основные покупатели — частные инвесторы, которые не всегда адекватно оценивают риски
    3. Автопром: синергетический эффект
      Призрак консолидации мирового автопрома появился и в России
    Реклама