Локальное производство — фактор успеха

Москва, 15.08.2014
Французской компании Schneider Electric – мировому эксперту в управлении энергией - принадлежат семь заводов в России. За последние три года Schneider Electric направила около 700 млн долларов инвестиций в Россию. В международной компании убеждены, что близость производства к рынку сбыта — обязательное условие для выхода на лидирующие позиции в том или ином регионе. Вице-президент Schneider Electric в России, руководитель бизнеса «Ритейл» Дмитрий Курпеков объяснил «Эксперту Online» роль локализации на примере сегмента электроустановочных изделий

— На каком предприятии Schneider Electric производит электроустановочные изделия для российского рынка?

— В 2008 году компания приобрела крупнейшее российское производство розеток и выключателей — ЗАО «Потенциал» — одно из градообразующих предприятий г. Козьмодемьянск (Республика Марий Эл). На заводе работает около 2 тыс. сотрудников, ежемесячно оно выпускает порядка 7 млн изделий. 

— Вся ли продукция изготавливается для нужд локального рынка, обеспечиваются ли эти нужды? Производится ли какая-то доля на экспорт, и если да то в какие страны произведенная продукция экспортируется?

— Продукция, произведенная на предприятии, идет как на внутренний рынок, так и на экспорт. Уже сегодня международное предложение российского завода востребовано благодаря хорошей цене и достойному качеству. Недавно мы начали выходить на европейский рынок. Сейчас туда идут, в первую очередь, монтажные коробки. Рассматривается возможность экспорта одной из серий розеток и выключателей для наружного монтажа.

Хотел бы подчеркнуть, что каждую из своих производственных площадок Schneider Electric рассматривает не только как производителя продукции для конкретной страны, но и как поставщика в сопредельные и даже территориально удаленные страны. Например, в российском ассортименте Schneider Electric российская электроустановка занимает около 45%, остальная часть поставляется с наших заводов в Испании и Германии. В России производятся розетки и выключатели эконом-сегмента, а из Европы поставляются изделия среднего и высокого сегментов, с применением натуральных материалов, предназначенные для дорогих интерьеров.

Несмотря на то, что сегодня на «Потенциале» производится каждая третья розетка и выключатель, проданные в России, на данном рынке активно работают и другие производители. В частности французская компания Legrand, последовав примеру Schneider Electric, создает свое локальное производство электроустановочных изделий. 

— Можно ли достичь соответствия продукции евростандартам при локальном производстве? Как оно обеспечивается?

— Единые стандарты выдерживаются на любом производстве Schneider Electric, где бы оно ни располагалось — в России, Франции, Испании, Китае, Индии, Таиланде, Болгарии или Бразилии. И я могу ответственно сказать, что уровень квалификации персонала в г. Козьмодемьянске и в г. Памплона (Испания), находится на одном уровне. То же самое можно сказать и в отношении качества продукции. Розетки, приобретенные по аналогичной цене в России и в Германии, не будут отличаться друг от друга.

Мы считаем, что вопрос организации производственного процесса играет ключевую роль, поэтому в Schneider Electric разработаны правила и методики, которые транслируются абсолютно на все площадки компании. Да, мы учитываем климатические, культурологические особенности страны, но связанные с ними корректировки минимальны. У компании есть наработки, опыт, знания, как эффективно и рационально организовать производство, чтобы обеспечить качество изделий на должном уровне.

— Какие инновационные технологии Schneider Electric использует в производстве? Вероятно, после приобретения завода, потребовалась существенная модернизация мощностей?

— Есть некое клише: когда западная компания покупает российское производство, то приходится немедленно все менять и переоснащать. Но это справедливо только отчасти. С одной стороны, конечно, любое производство нуждается в модернизации, кстати, европейские предприятия тоже. И мы проводим необходимую модернизацию, уже вложили достаточно серьезные деньги в повышение эффективности производства.

Но сказать, что мы все сразу поменяли — значит искажать реалии. На момент приобретения завод был уже достаточно хорошо оснащен. На самом деле, сейчас в России немало промышленников, которые вкладывают в производство собственные средства. Это справедливо и в отношении бывших хозяев «Потенциала».

В целом, если говорить об оснащении, у нас хорошее, качественное, но традиционное оборудование. По большому счету, производство розеток и выключателей — и не требует экстраординарных инноваций. Однако, по сравнению с тем, что было, мы существенно продвинулись в смысле уровня автоматизации и соответствия экологическим стандартам. В результате существенно сократились выбросы вредных веществ, производство стало гораздо более безопасным, как для работников завода, так и для всех жителей города.

— Как решается проблема квалифицированных рабочих кадров на производстве?

— Дефицит высококвалифицированных рабочих кадров — общая проблема для предприятий нашей страны. Решать ее приходится с помощью института наставничества. Также компанией заключено стратегическое партнерство с более чем 21 ВУЗом по всей России. Безусловно, Schneider Electric заинтересован в подготовке российских кадров в своей отрасли и вкладывает средства в данное направление. 

— Планируется ли создание центров разработки в России?

— На нашем производстве есть подразделение, занимающееся разработкой новых изделий. Если в компании возникает решение выпустить на рынок новую серию выключателей и розеток, то на начальном этапе к работе подключаются европейские коллеги. Далее результаты передают в Козьмодемьянск, где инженеры, обладающие самыми современными инструментами, доводят задумку до производства.

На сегодняшний день это подразделение полностью справляется со своими задачами, но при необходимости, мы готовы расширять данное направление деятельности.

— А где создается дизайн изделий?

— Дизайн создается и в Европе, и в России. Сейчас в нашей стране достаточно много компаний, которые специализируются на промышленном дизайне, и у нас всегда есть выбор. Не стоит недооценивать российских дизайнеров: за последние несколько лет отрасль очень подтянулась и конкурентоспособна на международном рынке. 

— Чем выигрывает локальное производство по сравнению с импортом? Помимо снижения затрат на транспортировку и таможенные пошлины, какие еще появляются преимущества?

— Локальное производство однозначно выигрывает, потому что находится физически ближе к заказчику. К примеру, в отношении электроустановочных изделий, одним из ключевых факторов успеха является наличие этой продукции в местах, где ее могут приобрести конечные потребители и дилеры. Чем дальше производство от места сбыта, тем труднее обеспечивать наличие требуемого ассортимента. Приходится преодолевать тысячи километров, решать логистические проблемы, учитывать возможные простои в пути.

Второй фактор успеха связан с тем, что производству, находящемуся в конкретной стране, проще соответствовать требованиям рынка этой страны. Это касается технических стандартов, ассортимента, новинок, упаковки. Чем ближе к региону сбыта, тем больше ассортимент адаптирован к специфике этого региона. Это важный фактор, и большинство международных компаний стремится иметь производство на ключевых для себя рынках, чтобы лучше соответствовать специфике и потребностям. Нужно учитывать, что существующие требования еще и меняются. И, конечно, локальное производство может более гибко реагировать, быстрее адаптируется к изменениям.

Также существует третий важный фактор. Сейчас все больше и больше наше правительство и государство стараются защищать отечественного производителя, который работает в стране, создает рабочие места для российских граждан, платит налоги, выполняет социальные программы.  Поэтому если компания имеет серьезные амбиции на российском рынке и претендует на лидерство в своей отрасли, то без локального производства ей не обойтись. «Сделано в России. Сделано для России» — эта формула сегодня приобретает все большее значение.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Китай наносит удар по ослабевшему доллару
    Падение стоимости доллара дает Китаю отличную возможность нанести сокрушительный удар по главному оружию геополитического противника
  2. США нашли «изящный» способ рефинансировать огромный госдолг
    США намерена рефинансировать старый долг новым займом под очень близкий к нулю процент. В этом и кроется изначально весь «секрет полишинеля», для чего одной рукой ФРС резко снизила «под кризис» до нуля и надолго процентные ставки, другой свободной рукой финансовая система США спешит элементарно перехватить взаймы как можно больше, и почти бесплатно
  3. Рубль и невидимая рука рынка: что стоит за обвалом национальной валюты?
    Падение курса рубля последовавшее за очередным заседанием ЦБ РФ, вызвало много разговоров, в том числе о девальвации. Однако главный фактор, влияющий на динамику рубля, остался неизменным
Реклама