Эмбарго подстегивает цены

Игорь Калиновский
26 сентября 2014, 15:35

Минэкономразвития ожидает, что рост цен на продовольственные товары окажется в 2014 году вдвое выше, чем прогнозировалось ранее, в том числе из-за запрета на импорт ряда товаров из Европы. Эксперты больше склонны винить в продуктовой инфляции ослабление рубля и призывают не переоценивать положительный эффект от эмбарго для отечественных производителей

ФОТО ИТАР-ТАСС

Минэкономразвития повысило оценку роста цен на продовольственные товары в 2014 году до 12-13% против 7,2-7,4%, прогнозируемого ранее. Причины – продовольственное эмбарго, а также возможное продолжение ослабления рубля на фоне геополитической нестабильности, говорится в утвержденном макроэкономическом прогнозе ведомства до 2017 года. «Введение запрета на импорт части продовольствия, которое затрагивает около четверти внутреннего продовольственного рынка остановило тренд снижения инфляции. На 8 сентября 2014 года потребительские цены были на 7,7% выше, чем годом ранее. Со второй половины августа рост цен на продовольственные товары ускоряется и будет идти высокими темпами не только в текущем году, но и в начале следующего.

Инфляционное давление в IV квартале будет оставаться высоким в результате сокращения предложения (учитывая высокую долю попавшего под санкции импорта и будет усиливаться сезонными факторами», - констатирует Минэкономразвития.

В остальных товарных группах (непродовольственные товары, рыночные услуги) рост цен будет ниже, чем прогнозировалось ранее, за счет усиления спросовых ограничений.

Отечественное – не всегда дешевле

В материалах министерства сказано, что попавший под санкции сырьевой и продовольственный импорт в основной части был дешевле отечественного сырья (молоко, сыры и мясные продукты, рыба), что сдерживало рост цен отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков. «При замещении отечественными переработчиками импорта сырья из стран, подпавших под санкции, более дорогим импортом будет расти инфляционное давление, учитывая низкую рентабельность их производства (так, в издержках мясной и молочной промышленности доля сырья составляет от 70% до 85%). Такая ситуация приведет к сокращению производства и потребления, а также к росту цен на другие продукты за счет переключения спроса и перераспределения торговой наценки во избежание всплеска цен», - прогнозирует Минэкономразвития. В связи с этим рост цен на продовольственные товары за январь-декабрь 2014 года может составить 12–13% против 7,2–7,4%, прогнозируемых ранее, в результате инфляция увеличится до 7,5% (против 6%), говорится в документе.

Однако такой прогноз возможен при условии полного замещения в IV квартале попавшего под санкции импортируемого продовольственного сырья, а также восполнения недостающей импортируемой готовой продукции, а в целом замещение должно составить не менее 80-85% к началу четвертого квартала. По оценке Минэкономразвития, доля импорта, попавшего под санкции, в объеме продовольственного импорта во втором полугодии 2014 года составляет свыше четверти, а в продовольственном товарообороте - свыше 15%. К числу дополнительных рисков, связанных с введением эмбарго, министерство относит потенциальный реэкспорт из стран Таможенного союза и стран СНГ, которые осуществляют торговую деятельность с Россией в режиме беспошлинной торговли. А также необоснованный рост цен на санкционный список товаров со стороны дружественных стран, с которыми Россия ведет переговоры об увеличении поставок. 

В будущем году рост цен на продовольствие также будет вносить существенный вклад в инфляцию, хотя она и замедлится, по оценкам Минэкономразвития, до 5,5%. В первом полугодии 2015 года рост цен также будет превышать прогнозируемые ранее значения, а во втором, напротив, будет ниже в случае завершения режима санкций в отношении продовольственного импорта при значительном росте предложения товаров, говорится в прогнозе. При этом ожидается увеличение производства у отечественных производителей в новом сельскохозяйственном 2015-2016 году на фоне ослабления конкуренции импорта.

Цены на продукты питания в этом году действительно могут повыситься более чем на 10%, считает управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута. «Собственно, с начала года рост цен по товарным категориям уже превысил 11%, и это связано не столько с продовольственным эмбарго, сколько с девальвацией рубля (импорт продуктов обходится все дороже, поэтому цены приходится поднимать). Я считаю, что все это краткосрочные процессы - влияние от девальвации еще будет ощущаться в 1-2 кварталах 2015 года, однако в дальнейшем все должно прийти в норму. При этом сложно сказать, насколько еще могут подняться цены - многое будет зависеть от действий правительства и ЦБ», - пояснил он «Эксперт Online». 

Аналитики «Сбербанк КИБ» прогнозируют, что инфляция в России по итогам года приблизится к 8%, но не склонны увязывать рост цен в ряде сегментов с запретом на ввоз в Россию продуктов питания из Европы. «Мы по-прежнему считаем, что причины более сложные. Одной из них стал шок от резкого падения предложения на рынке свинины, что привело к ускорению роста цен на замещающую продукцию, такую как мясо птицы. На темпы инфляции влияют существенные неденежные факторы, из-за чего снижается точность прогнозов. Пока мы ожидаем инфляцию по итогам года на уровне, близком к 8%, однако не исключен и более благоприятный результат», - говорят они.

На 2015 год в прогнозе Минэкономразвития повышается также оценка роста тарифов на услуги организаций ЖКХ. На остальные товары и рыночные услуги рост цен сохранится весьма умеренный. Как считают в Минэкономразвития, он будет сдерживаться более сильными ограничениями платежеспособного спроса населения. В 2016-2017 годах инфляция продолжит замедление - до 4,5% и 4% соответственно, считают в ведомстве. Среднесрочному снижению инфляции будут способствовать умеренное повышение доходов населения, относительная стабилизация номинального курса рубля, контроль Банка России за инфляцией мерами кредитно-денежной политики при сохранении ограничений роста коммунальных тарифов в пределах прогнозируемых значений, перечисляется в документе.

Напомним: согласно пересмотренному прогнозу Fitch, инфляция в России составит в 2014 году 7%, Всемирный банк прогнозирует 8%. Премьер-министр Дмитрий Медведев подтвердил вчера, что инфляция будет в текущем году выше запланированного прогноза и превысит 7%. По оценкам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, показатель может преодолеть планку в 7,5%.

Стимулы для АПК 

Проводимая в последние годы государственная политика в отношении развития агропромышленного комплекса создала благоприятные условия, сформировавшие тенденции роста в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, говорится в прогнозе Минэкономразвития. Таким образом, на фоне замедления общих темпов экономического роста страны и мировой политической напряженности в связи с событиями на Украине и присоединением Крыма к России, АПК показывает стабильную динамику роста. Индекс производства продукции сельского хозяйства составит, по оценке ведомства, в 2014 году 103,5%, пищевой промышленности – 103,5%. В 2015 – 2017 гг. среднегодовой темп роста производства продукции сельского хозяйства ожидается на уровне 2,9–3,3%, пищевой промышленности – 3–4%. Среди основных факторов, оказывающих влияние на динамику развития АПК в среднесрочной перспективе, министерство выделяет: агрометеорологические условия; состояние мировых рынков; стагнацию в экономике; политические риски (санкции против России и ответные меры); платежеспособный спрос населения; развитие Единого экономического пространства. «Однако эффект от государственных мер будет носить скорее среднесрочный и долгосрочный характер, так как быстро нарастить выбывающий объем производства и модернизировать инфраструктуру не получится, - признают в ведомстве. - В краткосрочном периоде ограничение предложения, вызванное запретом на ввоз из ряда стран агропродовольственных товаров, приведет к неизбежному росту цен, пролонгированному во времени, что станет дополнительным бременем для потребителя. К тому же в силу менее высокой ценовой конкурентоспособности отечественная продукция дороже импортной».

Последствия от введенных против российских банков санкций (удорожание кредитов, трудности с их получением) станут неблагоприятным фоном для инвесторов и соответственно могут оттянуть время реализации задуманных планов по модернизации и наращиванию производства, предупреждают в Минэкономразвития. Долговая нагрузка наряду с ухудшением макроэкономических условий и сложившейся ситуацией с дефицитом средств федерального бюджета для выплаты субсидий по кредитам сельхозтоваропроизодителей привели к ослаблению инвестиционной активности участников рынка. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве снизился 2013 году, по оценке министерства, на 2%. В дальнейшем при отсутствии заметной государственной поддержки сложившиеся обстоятельства сохранят инвестиционную инерцию в отрасли. В 2017 году темп роста инвестиций составит по отношению к 2013 году 100–104%, говорится в прогнозе.

Ослабление курса рубля не для всех производителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия оказалось ожидаемым выигрышем, так как многие участники рынка испытывают зависимость от поставок импортных ресурсов – семян, сельскохозяйственной техники, оборудования, сельскохозяйственных животных, отмечается в документе.

Обеспеченная девальвацией рубля ценовая конкурентоспособность оказалась на руку экспортерам, прежде всего зерна, семян масличных, масел растительных.

Положительным эффектом от продовольственного эмбарго для отечественных производителей стала открывающаяся возможность увеличить присутствие на рынке за счет расширяющихся каналов сбыта собственной агропродовольственной продукции.

Очевидная задача для российских аграриев – удержать позиции на рынке с приходом новых торговых партнеров и при возвращении через год части игроков из санкционного списка, указывают в Минэкономразвития. Располагая около трети всего мирового запаса черноземов, Россия обладает огромным потенциалом для сельскохозяйственного производства для обеспечения внутренних потребностей и реализации продукции на внешнем рынке. Однако на мировом аграрном рынке страна выступает в большей мере как импортер, чем экспортер. Коэффициент покрытия импорта продовольственных товаров экспортом в 2012 – 2013 гг. составил 0,42–0,43. Доля российского экспорта в мировой агропродовольственной торговле в 2012 году, по оценке ведомства, составила около 1%. «Тем не менее за последние годы в агропродовольственном секторе сформировались основные сегменты, в которых страна имеет конкурентные преимущества на внешних и внутренних рынках. Индекс сравнительных преимуществ России по ряду экспортируемых агропродовольственных товаров показывает, что пшеница, семена подсолнечника, подсолнечное масло, макаронные и кондитерские изделия - конкурентоспособные российские товары на мировом рынке. Мясо крупного рогатого скота, молочная продукция имеют слабые конкурентные позиции одновременно с относительно высокой импортозависимостью. По рису, картофелю, семенам рапса, мясу птицы возможно укрепление специализации страны в мировой системе и сокращение импортозависимости», - говорится в документе.

Ограничение импорта западной сельскохозпродукции, не сможет надолго повысить собственное производство, считает аналитик компании QB Finance Мадина Абаева, так как российскому АПК нужны скорее структурные реформы и поддержка государства, а не временные меры, которые принесут лишь краткосрочный эффект. «Многие российские предприятия не смогут значительно расширить предложение, так как не были готовы к столь неожиданным событиям. Увеличение выпуска сопряжено с расширением производства и, как следствие, дополнительными инвестициями, которые фермеры не могут себе позволить. Санкции были введены всего на год, поэтому российские предприятия могут счесть ненужным тратить значительные финансовые средства на расширение бизнеса, если через год на рынок вернутся европейские поставщики с более конкурентоспособной продукцией», - полагает она. Развитие отечественного агропромышленного сектора необходимо, так как потенциально это может дать экономике страны больше $40 млрд в год, указывает аналитик. Но достичь этого удастся только путем прямой поддержки фермеров в виде налогового стимулирования, субсидий и предоставления земель в аренду по доступной цене. Российские агропромышленные компании не выдерживают конкуренции с западными из-за низкой эффективности бизнеса. «Отечественному АПК необходима технологическая модернизация и частный капитал, а искусственное ограничение конкуренции за счет санкций может принести только кратковременный эффект», - резюмирует аналитик. 

Несмотря на зависимость внутреннего рынка от импорта, уровень самообеспечения основными агропродовольственными товарами характеризуется относительно высокими значениями, подчеркивается в прогнозе Минэкономразвития. Россия обеспечивает себя продовольствием больше чем наполовину. Самое низкое значение коэффициента самообеспечения превышает 70%.

Продвижение российской продукции на мировые рынки сдерживается пока нереализованными преимуществами от участия в ВТО и Таможенном союзе, такими как низкая конкурентоспособность продукции в условиях ограниченной государственной поддержки сельского хозяйства и нетарифных барьеров, создаваемых при поставках отечественной продукции за рубеж, подчеркиваю в Минэкономразвития. К тому же в ближайшей перспективе в результате политической напряженности проведение переговоров о поставках российской продукции в страны ЕС маловероятно. В среднесрочной перспективе дополнительный уровень бюджетного финансирования вкупе с мерами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, развитием инфраструктуры, стабильным платежеспособным внутренним и внешним спросом на агропродовольственные товары позволит ускорить динамику роста АПК, способствовать реализации потенциала отраслей и интенсифицировать процесс импортозамещения. Совокупность вышеприведенных факторов может оказать повышательный эффект на объем производства сельскохозяйственной продукции за трехлетний период на 1,3 процентный пункта, пищевой промышленности – на 4 п.п., говорится в прогнозе.

Министерство поддерживает выделение дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в объеме не менее 27,6 млрд рублей в 2015 году, 31,1 млрд - в 2016-м и 3 млрд рублей - в 2017 году.