Инструмент прорыва

Игорь Калиновский
6 октября 2014, 19:35

Фонд развития промышленности, нацеленный на модернизацию и строительство новых предприятий, в рамках политики импортозамещения, будет получать из бюджета 15-20 млрд рублей в год. Основное внимание будет уделено созданию отечественных образцов в приоритетных и критических видах продукции и технологий. Создание инструмента господдержки – один из многих необходимых шагов в этом направлении, отечественной промышленности нужна принципиально новая технологическая политика, считают эксперты

Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в Ново-Огарево перед началом совещания о планах содействия импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве на 2014–2015

Объем Фонда развития промышленности (ФРП), созданного для выдачи займов предприятиям на этапе предбанковского финансирования, может составить 15-20 млрд рублей в год. Об этом сообщил в понедельник на 48-й конференции Международной ассоциации производителей стали (World Steel) глава Минпромторга Денис Мантуров. «Мы рассчитываем, что государство будет перечислять в этот фонд 15-20 млрд рублей ежегодно», - цитирует министра ИТАР-ТАСС. Минфин должен выделить первый транш в 1 млрд рублей для фонда уже в текущем году, уточнил он.

 

НИОКР – в фокусе

 

ФРП создан в сентябре 2014 года на базе существующего уже несколько лет Российского фонда технологического развития (РФТР) для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, а также проведения технико-экономических и финансово-экономических обоснований. Речь идет об использовании механизма возвратного финансирования по сниженным ставкам при реализации инвестиционных проектов субъектами среднего бизнеса - объемом от 150 млн до 2 млрд рублей. За счет средств фонда, находящегося в ведении Минпромторга, планируется субсидировать, в частности, НИОКРы (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) крупных предприятий и научных центров. Как пояснял ранее вице-премьер Аркадий Дворкович, Минфин должен выделить первый транш в 1 млрд рублей для ФРП уже в текущем году, таким образом, первое финансирование будет открыто в декабре. В проекте бюджета на трехлетнюю перспективу заложены средства в общем объеме 18,5 млрд рублей, уточнял он.

Идею создания фонда развития отечественной промышленности высказал президент Владимир Путин, выступая в мае на Петербургском международном экономическом форуме. Тогда он призвал за счет модернизации промышленности и строительства новых предприятий, а также локализации конкурентного производства в России сократить импорт по многим позициям. Глава государства поручил проанализировать возможности конкурентного импортозамещения, в частности, в промышленности, а также разработать пакет мер по поддержке отечественных предприятий, способных производить такую продукцию. По мнению президента, такой акцент обеспечит качественные изменения в национальной экономике. В результате будет кардинально и в сжатые сроки изменена структура экспорта. «Мы ставим цель ежегодно увеличивать российский экспорт неэнергетических товаров не менее чем на 6%. Для этого будет расширена линейка инструментов поддержки наших несырьевых компаний на мировых рынках», - заверил Владимир Путин. Глава государства рассчитывает, что работа над импортозамещением не приведет к каким-либо сбоям ни в одной отрасли, об этом он сообщил на совещании с правительством в минувшую пятницу и призвал обратить особое внимание на разработку целевых ориентиров импортозамещения, а также на порядок отбора и меры стимулирования предприятий.

Глава Минпромторга заявлял в июне, что объем средств ФПР может составить в 2014 году до 10 млрд рублей, уточняя при этом, что в проекте федерального бюджета заложен пока пилотный 1 млрд рублей для отработки механизма предоставления льготных кредитов предприятиям. Денис Мантуров ожидал, что при осенней корректировке бюджета удастся во взаимодействии с Минфином найти решение по увеличению объемов средств из федерального бюджета по этому направлению. Вместе с тем, по его словам, Фонд поддержки промышленности может быть создан не в качестве конкретной структуры, а в виде строки федерального бюджета. «Обсуждается вариант, что Фонд будет создан по аналогии с Фондом национального благосостояния (ФНБ), то есть это не юридическое лицо, а строка в бюджете, которая будет наполняться и из которой будут направляться средства, в частности в банки, которые будут заинтересованы в развитии этого направления и кредитовании реального сектора экономики, промышленности», - уточнил министр.

Поскольку ФПР будет выступать как соинвестор, заявленный объем средств представляется вполне достаточным, считает председатель советов директоров ОАО «Оборонительные системы» Антон Данилов-Данильян. «Если в первые два года работы фонд покажет хорошие результаты, будет основание увеличить ежегодный взнос» - считает он. Ресурсов фонда на всех не хватит и перед его руководством встанет тяжелый вопрос выбора приоритетов, уверен ведущий научный сотрудник Центра институционального развития ИПЭИ РАНХиГС Юрий Симачев. «На мой взгляд, цели фонда ближе к задачам реиндустриализации, чем модернизации. К тому же, нужно учитывать, что возможности у разных секторов разные, и работа фонда должна быть направлена на повышение конкурентоспособности отечественной промышленности, а не просто на поддержку отдельных проектов в отрыве от всего остального», - пояснил он «Эксперт Online».

 

Импорт под нож

 

Программа импортозамещения позволит российским предприятиям сформировать дополнительный объем производства на сумму свыше 30 млрд рублей ежегодно, начиная с 2015 года, считает глава Минпромторга. По его словам, Россия сегодня на 100% зависит от импортных газотурбинных установок для фрегатов, корветов и других боевых кораблей. Согласно программе импортозамещения, отечественные газотурбинные установки будут производить на рыбинском НПО «Сатурн», редукторы - на заводе «Звезда» в Санкт-Петербурге. «Большой перечень комплектующих, их несколько тысяч, которые поставляются сегодня из-за рубежа, в частности с Украины, будет теперь производиться в России. Для российских предприятий это хорошее подспорье, потому что по году это будет производство на более чем 30 млрд рублей, начиная с 2015 года. По каким-то комплектующим процесс импортозамещения займет полгода, по каким-то - три года», - добавил Мантуров.

Основные мероприятия плана по замещению импорта в промышленности нацелены на создание максимально комфортных условий для предприятий через корректировку нормативной базы, развитие регулятивных мер поддержки, ввод механизмов стандартизации. Реализация предложенного плана обеспечит насыщение внутреннего рынка отечественной промышленной продукцией, прежде всего в обрабатывающих секторах. Для этого Минпромторг планирует, в частности, установить с текущего года минимально допустимый уровень российского оборудования для предприятий оборонно-промышленного комплекса в 10%, а к 2020-му увеличить его до 60% от их потребностей. Кроме того, ведомство предлагает повысить ввозные пошлины на нефтегазовое оборудование. «План включает широкий набор инструментов и предусматривает активное использование мер регуляторного характера. С учетом бюджетных ограничений финансирование мероприятий плана будет осуществляться в пределах заложенных в госпрограммах средств, и соответствующие корректировки уже проводятся. С учетом задач по импортозамещению уточняются и целевые показатели госпрограмм. За счет реализации плана до 2020 года мы ставим задачу снижения доли потребления импорта в целом по обрабатывающей промышленности с 51% до 39%. Основное внимание будет уделено созданию отечественных образцов в приоритетных и критических видах продукции и технологий», – подчеркнул Денис Мантуров.

По результатам анализа, проведенного Минпромторгом в июне, наиболее перспективны с точки зрения импортозамещения - станкостроение (доля импорта по разным оценкам превышает 90%), тяжелое машиностроение (60-80%), легкая промышленность (70-90%), электронная промышленность (80-90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%), машиностроение для пищевой промышленности (60-80%). Импортозамещение в этих и других отраслях возможно только в случае наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств. По оценке Минпромторга, в случае реализации продуманной политики импортозамещения можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности к 2020 году с уровня 70-90% до 50-60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели.

В ряде отраслей, например, в производстве композитных материалов, нам придется начинать фактически с нуля, указывает первый заместитель гендиректора и главного конструктора ФНПЦ ОАО «Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения» Александр Кульков. «А это процесс длительный, требующий огромных затрат. Кто на них пойдет, хватит ли бюджетных средств на поддержку таких высокотехнологичных проектов, на каких предприятиях они будут базироваться, ясности пока нет. Но, очевидно, что делать это необходимо», - говорит он.

 

Санкционные ориентиры

 

В России уже немало сделано для поддержки промышленности: действуют механизмы государственно-частного партнерства; созданы налоговые стимулы для открытия новых производств; субсидируются процентные ставки по кредитам, полученным на цели технического перевооружения; софинансируются из средств федерального бюджета перспективные НИОКР и государственные капитальные вложения; усовершенствована нормативная база. В результате за последние годы кратно увеличилось производство продукции нефтехимии и изделий из пластмассы, заметно выросли объемы выпуска автокомпонентов, отдельных видов строительных и других материалов. На мировом рынке вооружений востребована продукция российского ОПК, в сфере высоких технологий страна занимает прочные позиции по экспорту ядерных реакторов и технологий, радиолокационной и навигационной аппаратуры. Устойчив и объем поставок на внешний рынок российских тяжелых грузовиков, авиационной техники, железнодорожной и космической.

Однако сегодня, когда российские компании из-за санкций лишились доступа к дешевым кредитам банков Европы и США, а также ввиду ограничения поставок (отчасти импортных, отчасти экспортных) некоторых видов оборудования и технологий, интерес государства к проблемам отрасли закономерен. «Хочу обратить внимание на любопытный аспект - санкции обращены именно на те секторы российской экономики, которые занимают внушительные позиции на мировых рынках: газовая промышленность, нефтяная, химическая и нефтехимическая промышленность, оборонно-промышленный комплекс, а также финансовая и банковская индустрия, - заметил министр экономического развития Алексей Улюкаев на сентябрьском заседании Госсовета. - Думаю, специальные меры поддержки, специальные меры обеспечения конкурентоспособности должны быть больше всего сосредоточены именно на этих секторах - мы не должны быть обороняющейся стороной, но наступательной». По его мнению, импортозамещение в России не должно сводиться к поддержке «вчерашних технологий» и консервации отставания. Ориентироваться следует на государственную поддержку критически важных технологий - электронных компонентов, станкостроения, оборудования для нефтегазового комплекса, нефтехимии. «Если мы обеспечим эти позиции, значит, мы сбережем огромные объемы национального внутреннего продукта», - уверен министр.

По расчетам рабочей группы Госсовета, объем замещения должен составить не менее 4 трлн рублей, сроки реализации – два, максимум три года. При этом будет создано не меньше миллиона рабочих мест, а дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят порядка 500 млрд рублей. «Таким образом, реализовав программу импортозамещения, мы совершим экономический рывок, на который ранее потребовались бы многие годы. Главное, не пойти на попятное решение», - заявил губернатор Белгородской области и руководитель рабочей группы Госсовета Евгений Савченко. Для достижения этих целей правительству рекомендовано сопроводить программу импортозамещения принципиально новыми механизмами господдержки. Во-первых, обеспечить доступ к инвестиционным ресурсам под 3-4% годовых. Во-вторых, наладить проектное финансирование новых производств с долей участия инициатора проекта не больше 15% от его стоимости. Сам проект при этом должен стать предметом залога. В нынешнем виде создаваемый Фонд проектного финансирования предлагает намного большую долю участия инвестора по сравнению с государственной. «Чтобы обеспечить сбалансированность этой схемы, предполагается участие федерального бюджета как инстанции, предоставляющей специальные бюджетные гарантии, - говорит Алексей Улюкаев. - Эти бюджетные гарантии будут распространяться примерно на 25% всего объема выданных кредитных средств. Конечно, важно определить лимиты по таким системам проектного финансирования. Здесь мы совместно с Банком России будем постепенно их увеличивать». Сходные схемы распространяются на условиях кредитования в области проектов в оборонно-промышленном комплексе, в области механизмов ипотечного кредитования и поддержки малого и среднего предпринимательства.

В ряде отраслей, прежде всего в машиностроении, действенными мерами по содействию импортозамещению могут стать госзакупки и стандартизация, указывает замминистра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб. Развитие национальных стандартов позволит сократить импорт некачественной продукции, а также мотивировать отечественные предприятия на производство конкурентоспособной продукции. Что касается госзакупок, призванных обеспечить начальный спрос и поддержать отечественных производителей в период выхода на конкурентоспособные объемы производства, федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разрешается устанавливать запреты и ограничения на закупку импортной продукции, а также преференции для отечественных производителей. С 1 января 2014 года вступило в силу постановление правительства «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства». Минпромторгом также подготовлен ряд проектов постановлений об установлении ограничений и запретов на закупку продукции автомобильной, легкой и медицинской промышленности. Каждый из них предусматривает специальные критерии определения страны происхождения продукции.

Создание фонда для финансирования технического перевооружения ряда отраслей отечественной промышленности – один из многих необходимых шагов в этом направлении, говорит директор Центра ситуационного мониторинга и региональных исследований ФГУ РАНХиГС Александр Савченко. «Отечественной промышленности нужна принципиально новая технологическая политика, в силовом поле которой выстраивались бы все стратегические цели, задачи и инструменты для их достижения. Импортозамещение мы уже проходили в СССР. Сегодня же нам надо знать, какие новые технологии что будут давать экономике, какой мы получим эффект от вложений. В частности, с какими рынками мы будем работать, и насколько конкурентоспособна будет там наша продукция», - пояснил он «Эксперт Online».

Важно, чтобы в программу импортозамещения, модернизации нашей промышленности поверили инвесторы, в том числе иностранные, подчеркивает Юрий Симачев. «Дело в том, что в развитии каждого из секторов есть масса институциональных проблем, которые не решались. Поэтому нельзя все сводить к засилью импорта и преференциям, и ограничивать развитие отечественной промышленности только защитными мерами. Тем более, что основной критерий эффективности здесь – наличие экспорта», - говорит он.